72RS0022-01-2023-000285-76
Дело № 2-197/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 03 августа 2023 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Русакова К.А., при секретаре Двойниковой О.С.,
с участием представителя истца Шварева Е.В., действующего на основании письменной доверенности от 11.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного комплекса Тюменской области к Песцову Андрею Николаевичу о расторжении договора аренды лесного участка, возврате лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к Песцову А.Н. о расторжении договора аренды лесного участка № 139-р от 27.09.2010, возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда передать истцу лесной участок площадью 1,0 га, расположенный по адресу: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Жердняковское участковое лесничество, квартал 1200, выдел 8, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером (Номер обезличен), номер учетной записи в государственном лесном реестре (Номер обезличен), по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Свои требования истец мотивировал тем, что 27.09.2010 им с ИП Ходосевичем С.А. был заключен указанный выше договор аренды лесного участка. На основании соглашения от 16.07.2012 права и обязанности арендатора по договору переданы ИП Песцову А.Н. (ответчику), который в настоящее время утратил статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с действующим законодательством лица, которым в аренду предоставлены лесные участки, составляют проект освоения лесов. Эта же обязанность предусмотрена и пунктом 11 п.п. «в» договора аренды. Письмами от 17.10.2022 и от 17.01.2023 истец предлагал ответчику представить проект освоения лесов или расторгнуть договор аренды. Однако ответчик эти письма оставил без ответа. Срок разработки проекта освоения лесов составляет от 5 до 10 рабочих дней, то есть у ответчика имелось достаточно времени для исполнения своей обязанности. Неисполнение указанной обязанности ответчиком является существенным нарушением договора аренды, в связи с чем истец просит данный договор расторгнуть.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, и с учетом мнения представителя истца, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал, просил его удовлетворить в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.
(Дата обезличена) между истцом и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор аренды лесного участка (Номер обезличен)-р. согласно которому арендатору передан во временное пользование на срок по (Дата обезличена) лесной участок площадью 1,0 га, расположенный по адресу: (Адрес обезличен), Уватское лесничество, Жердняковское участковое лесничество, квартал 1200, выдел 8, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером (Номер обезличен) номер учетной записи в государственном лесном реестре (Номер обезличен).
Соглашением от 16.07.2012 произведена замена стороны договора арендатора индивидуального предпринимателя Ходосевича С.А. на индивидуального предпринимателя Песцова Андрея Николаевича (.
Согласно справке ФНС ответчик Песцов А.Н. по состоянию на 29.05.2023 индивидуальным предпринимателем не является.
Согласно письму ФГУ «Рослесинфорг» проект освоения лесов составляется в течение 5-10 рабочих дней.
Истцом в адрес ответчика 17.10.2022 и 17.01.2023 направлены письма с предложением представить проект освоения лесов или досрочно расторгнуть договор аренды (л.д.23-29).
Согласно акту натурного осмотра лесного участка от 12.05.2023, на лесном участке переданном ответчику в аренду имеются строения, участок не пригоден ждя ведения лесного хозяйства
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О, от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в современной редакции, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в пункте 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов.
Выполнение утвержденного в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением либо в его отсутствие свидетельствует о противоправности поведения данного лица.
Обязанность ответчика разработки и предоставления проекта освоения лесного участка предусмотрена не только вышеуказанными положениями закона, но и также п.п. «в» п.11 договора аренды.
Как следует из вышеуказанных доказательств на момент подачи истцом иска, проект освоения лесов ответчиком не разработан. На предложения истца разработать такой проект или расторгнуть договор аренды ответчик не ответил. Невыполнение ответчиком предусмотренной законом и договором обязанности разработать и представить арендодателю проект освоения лесного участка является существенным нарушением условий договора аренды. При таких обстоятельствах имеются все основания для расторжения договора аренды лесного участка.
Согласно п.п. «к» п.11 договора аренды, в случае прекращения договора арендатор обязан передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, в связи с чем требование истца о возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда передать истцу лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, является правомерным и подлежит удовлетворению.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета Уватского муниципального района Тюменской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента лесного комплекса Тюменской области (ИНН 7202138082) к Песцову Андрею Николаевичу (ИНН (Номер обезличен)) удовлетворить полностью.
Расторгнуть договор между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и Песцовым Андреем Николаевичем № 139-р от 27.09.2010 аренды лесного участка площадью 1,0 га, расположенного по адресу: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Жердняковское участковое лесничество, квартал 1200, выдел 8, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером (Номер обезличен) номер учетной записи в государственном лесном реестре (Номер обезличен).
Обязать Песцова Андрея Николаевича в течение одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения передать Департаменту лесного комплекса Тюменской области указанный лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Взыскать с Песцова Андрея Николаевича в доход бюджета Уватского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2023 года в Уватском районном суде Тюменской области.
Судья К.А. Русаков
Решение не вступило в законную силу