ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 7-137/2023
г. Уфа 03 апреля 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рахматуллина А.У. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отношении Рахматуллина АУ,
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении инспектора ГИАЗ ОП № 6 Управления МВД России по г. Уфе (далее – должностное лицо) Халиковой Г.Ф. №... от 13 февраля 2023 г. в отношении Рахматуллина А.У. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 2).
Дело передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого 03 марта 2023 г. вынесено постановление, которым Рахматуллин А.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде обязательных работ сроком на 40 часов (л.д. 50-54).
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, Рахматуллин подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит отменить судебный акт, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.
Должностное лицо Халикова Г.Ф. на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании Рахматуллин А.У. и его защитник Хызыров А.И. жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ).
В силу п. п. 1, 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в частности, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. При этом пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 названного закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Частью 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением случаев, указанных в данной норме, в том числе за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, установленные данной нормой.
Участником публичного мероприятия для целей ст. 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные ч. 2 ст. 6 Закона № 54-ФЗ.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. ч. 3, 4 ст. 6 Закона № 54-ФЗ.
К числу таковых в силу ч. 3 указанной статьи относится обязанность выполнять все законные требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия этой обязанности подлежит квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Соответствующие разъяснения изложены в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Основанием для привлечения Рахматуллина А.У. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ послужило то, что 07 февраля 2023 г. в 10 час. 35 мин. Рахматуллин А.У., находясь по адрес, возле территории, непосредственно прилегающей к Администрации адрес, мерее 20 метров от входа, с целью привлечения внимания к проблеме отсутствия газоснабжения, с использованием средств наглядной агитации плакатов с надписями «Zа ремонт заплатили. Жуликов накормили. Без воды 2 месяца. SOS» с минимальным расстоянием между участников, менее 1,5 м, без подачи уведомления в Администрацию адрес, принял участие в составе группы граждан из 8 человек в публичном мероприятии в форме пикетирования, выполнял распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, например, как положить плакат на пешеходный переход, как его разворачивать, расставляя участвовавших лиц, словно по позициям, а они его слушали, в нарушение требований п. 13 ч. 3 ст. 6 Закона № 54-ФЗ.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Положения указанных норм во взаимосвязи со с. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 г. № 556-О).
В основу вывода о виновности Рахматуллина А.У. в совершении вмененного административного правонарушения судом первой инстанции положены имеющиеся в материалах дела доказательства: протокол об административном правонарушении №... от 13 февраля 2023 г.; объяснения С, М, Т, рапорт старшего инспектора ОООП УМВД России по г. Уфе К, видеозаписи и другие материалы.
Привлекая Рахматуллина А.У. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, суд первой инстанции, исходя из содержания перечисленных доказательств, сделал вывод о том, что Рахматуллин А.У. находился в составе граждан, выражающих общественное настроение по поводу проблем бытового характера, и участвовал в митинге, который не был согласован с органом власти.
Вместе с тем, нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. ч. 3, 4 ст. 6 Закона № 54-ФЗ.
Протокол об административном правонарушении обстоятельства, приведенные в ч. ч. 3 и 4 ст. 6 Закона № 54-ФЗ, необходимые для квалификации действий Рахматуллина А.У. как участника публичного мероприятия, не содержит, такие обстоятельства не были установлены должностным лицом при возбуждении дела об административном правонарушении.
Из письменных объяснений С, М, Т следует, что они видели, как Рахматуллин А.У. руководил группой людей из 10 человек, которые били посуду и раскладывали плакаты возле здания Администрации адрес.
Согласно рапорту старшего инспектора ОООП УМВД России по г. Уфе К, 07 февраля 2023 г. с 10 час. 35 мин. до 10 час. 40 мин. адрес, гражданами в количестве 8 человек была проведена акция с целью привлечения внимания органов местного самоуправления к проблеме отсутствия газоснабжения. Во время акции использовались плакаты следующего содержания: «Zа ремонт заплатили - жуликов накормили. Без воды 2 месяца! SOS!».
Указанные документы и другие материалы дела не содержат указания на то, что Рахматуллин А.У. не выполнил (нарушил) обязанности (запреты), установленные ч. ч. 3, 4 ст. 6 Закона № 54-ФЗ.
В указанной связи выводы судьи районного суда о нарушении участником публичного мероприятия Рахматуллиным А.У. установленного порядка проведения пикетирования, являются не обоснованными.
С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного, вынесенное в отношении Рахматуллина А.У. постановление от 03 марта 2023 г. является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что влечет отмену постановления судьи районного суда и прекращение производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.