Дело № 12-61/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 октября 2019 года
Судья Юрлинского районного суда Пермского края Дереглазова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Юрлинского районного суда Пермского края по адресу: с.Юрла, ул.Партизанская, 8 жалобу Юрлинского потребительского общества, юридический адрес: 619200, Пермский край, Юрлинский район, с.Юрла, ул. Топоркова, д. 18, ОГРН 1038102240582, ИНН 8107009890, на вынесенное в отношении него старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 5 сентября 2019 года постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
17 июля 2019 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 в отношении Юрлинского потребительского общества составлен протокол № ЭН-90/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5 сентября 2019 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 вынесено постановление № 557 о признании Юрлинского потребительского общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из постановления следует, что Юрлинское потребительское общество, являясь субъектом малого предпринимательства, имея объект негативного воздействия III категории (свидетельство о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № DCGQEBLP от 2019-02-11, и присвоении ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, за номером 57-0259-003611-П), не внесло плату за негативное воздействие за 2018 год.
Действиями Юрлинского потребительского общества нарушены ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Юрлинское потребительское общество, не согласившись с постановлением, заявило требование об его отмене в связи с незаконностью и необоснованностью, указывая следующее.
Правонарушение не является длящимся и, учитывая, что срок внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду установлен до 20 числа, следующего за отчётным кварталом месяца, то есть за 4 квартал 2018 года платёж должен был быть произведён до 20 апреля 2019 года, к моменту вынесения обжалуемого постановления срок привлечения Юрлинского потребительского общества к ответственности за неуплату платежа за 4 квартал 2018 года истёк.
В то же время, учитывая то, что сумма назначенного штрафа несоразмерна размеру платежа, который согласно расчёту составляет 725, 05 рублей, внесение потребительским обществом платежа произведено 5 июля 2019 года, то есть добровольно и до вынесения оспариваемого постановления, главный бухгалтер, исполняющая обязанности по внесению платежей, понесла дисциплинарное наказание, в результате нарушения не наступили неблагоприятные экологические последствия, не причинено ущерба государству и другим лицам, а также то, что Юрлинское потребительское общество впервые привлекается к административной ответственности, податель жалобы полагает возможным признать данные обстоятельства уважительными и признать совершённое правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель Юрлинского потребительского общества ФИО1, поддержав жалобу по приведённым в ней основаниям, дополнил, что нарушение срока внесения платы стало возможно по причине нестабильной деятельности общества, связанной в основном с предоставлением аренды, и, как следствие, осуществлением бухгалтером работы периодически, по составлению отчётов. По этой же причине корреспонденция о составлении протокола, рассмотрении материала не была получена обществом заблаговременно. Данные сведения стали известны только после получения постановления о назначении наказания.
Обязательный платёж внесён обществом до составления протокола об административном правонарушении.
Негативное воздействие общества на окружающую среду заключается только в использовании отопительной котельной.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 на слушание не явилась по неизвестной причине, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя Юрлинского потребительского общества, принимая во внимание приведённые в жалобе доводы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа: на должностных лиц в размере от трёх тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признаётся воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 указанного закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены ст. 16.4 названного Закона, согласно которой плата, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвёртого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Материалами дела подтверждается и юридическим лицом не оспаривается, что хозяйственная деятельность Юрлинского потребительского общества связана с негативным воздействием на окружающую среду, так как имеет объект негативного воздействия III категории. В связи с этим Юрлинское потребительское общество обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Авансовый платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год подлежал внесению Юрлинским потребительским обществом не позднее 1 марта 2019 года. Согласно материалам дела данная обязанность учреждением в установленный срок исполнена не была.
Таким образом, действия Юрлинского потребительского общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства противоправного деяния установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности Юрлинского потребительского общества в его совершении.
Должностным лицом при рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены в основу вынесенного постановления. Оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено в соответствии с санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения.
Ссылка в жалобе на истечение срока привлечения к ответственности несостоятельна, в связи со следующим.
Согласно ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нём сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным актом обязанность не была выполнена к определённому в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Юрлинским потребительским обществом платёж за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год необходимо было произвести не позднее 1 марта 2019 года, в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности истекает 1 марта 2020 года.
Рассматривая доводы жалобы о признании правонарушения малозначительным, прихожу к следующему.
Основания для признания совершённого обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваются.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем.
Исходя из материалов дела правонарушение совершено Юрлинским потребительским обществом впервые, выявлено в ходе осуществления государственного контроля и не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинения имущественного ущерба.
В совокупности приведённое свидетельствует о наличии предусмотренных нормами права оснований для замены назначенного субъекту малого предпринимательства - Юрлинскому потребительскому обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Как обозначено в п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от 5 сентября 2019 года, вынесенное в отношении Юрлинского потребительского общества за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Заменить назначенное Юрлинскому потребительскому обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление оставить без изменения.
решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова