Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 29 августа 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
с участием прокурора Камина А.В.,
представителя административного истца Петрушовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1672/2024 по административному исковому заявлению Усикова А.В. об оспаривании в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год» (далее по тексту – Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
В Приложение № 2 Перечня на 2024 год включены объекты недвижимого имущества: под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №.
Усиков А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия нормативного правового акта в части указанных пунктов Перечня на 2024 год, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, находящиеся в здании с кадастровым номером №, с наименованием – опытная промышленная установка очистки желтого фосфора, расположенном в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № с видами разрешенного использования – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорог. Объекты недвижимого имущества расположены на огороженной, охраняемой территории завода ОАО «Фосфор». По сведениям из ЕГРН и документации технического учета наименование и назначение нежилого здания, как и вид разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещение административно-деловых и торговых центров, офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживания и общественного питания. Административный истец считает включение помещений в Перечень необоснованным, поскольку объекты не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Самарского областного суда от 01.12.2023 по административному делу № 3а-2324/2023 признаны недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021-2023 годы, в части включения нежилого помещения с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель административного истца Петрушова Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные административные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнив, что помещение с кадастровым номером № передано в аренду для размещения цеха по обработки опасных и производственных отходов, иные рассматриваемые помещения не используются, поскольку требуют капитального ремонта.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. При этом, считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку по сведениям, полученным из ЕГРН, в указанный Перечень были включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером №. Административным истцом представлен договор аренды нежилого помещения с кадастровым номером №, учитывая факт передачи нежилого помещения с кадастровым номером № в аренду, а также то, что нежилое здание с кадастровым номером № является объектом недвижимости, предполагающим его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения, нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, № правомерно включены министерством в оспариваемый Перечень на основании пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятий по определению фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, № министерством в 2023 году не проводилось, решения об исключении указанных объектов недвижимости из Перечней, в том числе на 2024 год, не принимались.
В письменном ходатайстве по делу заинтересованное лицо администрация г.о. Тольятти просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, сообщив, что в период формирования Перечня на 2024 год, осмотр недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № не проводился.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников дела, изучив материалы настоящего административного дела и административного дела № 3а-2324/2023, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 утвержден оспариваемый административным истцом Перечень на 2024 год.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В Приложение № 2 Перечня на 2024 год включены объекты недвижимого имущества: под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №.
Согласно выпискам из ЕГРН на праве собственности административному истцу Усикову А.В. принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами № с 25.12.2009, №, №, № с 24.04.2024, предыдущий правообладатель привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Солодуха И.В.
Согласно консультации специалиста филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 16.07.2024, поступившей в ответ на запрос суда, по состоянию на 03.11.2023 в ЕГРН содержатся сведения:
- о здании с кадастровым номером №, с площадью 1739, 8 кв.м, назначение – нежилое, наименование – опытная промышленная установка очистки желтого фосфора. Объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами № площадью 1513916 кв.м и № площадью 3305 кв.м, вид разрешенного использования – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорог (Зона ПК-1).
- о помещении с кадастровым номером №, площадью 459, 2 кв.м, по адресу: <адрес>
- о помещении с кадастровым номером №, площадью 315,5 кв.м, по адресу: <адрес>
- о помещении с кадастровым номером №, площадью 537, 6 кв.м, по адресу: <адрес>
- информация об ограничениях и обременениях в виде аренды/субаренды соглашения и дополнительного соглашения на здание, а также расположенные в нем помещения в ЕГРН отсутствует.
Из резолюции ведущего инженера отдела подготовки сведений филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 29.08.2024 следует, что по состоянию на 03.11.2023 в ЕГРН содержались сведения:
- о здании с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> назначение – нежилое, наименование – опытная промышленная установка очистки желтого фосфора, площадью 1739, 8 кв.м,
- о помещении с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, площадь 459,2 кв.м,
- о помещении с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, площадь 315,5 кв.м,
- о помещении с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, площадь 427,3 кв.м,
- о помещении с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, площадь 537,6 кв.м.
Информация о наличии зарегистрированных договоров в виде аренды/субаренды соглашений и дополнительных соглашений в отношении здания с кадастровым номером №, помещений с кадастровыми номерами №, №, №, № – в ЕГРН отсутствует.
По состоянию на 03.11.2023 в ЕГРН содержались сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № и №, с видом разрешенного исопльзования – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорога (Зона ПК-1).
Аналогичная информация в отношении каждого объекта (помещения, здания, земельного участка) содержится в выписках из ЕГРН, в том числе в уведомлениях об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений о договорах аренды/субаренды, соглашений и дополнительных соглашений в отношении каждого рассматриваемого помещения и здания, об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых документов технического плана/паспорта в реестровом деле объекта с кадастровым номером № (здание).
По запросу суда от МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» поступил технический паспорт на здание «опытная промышленная установка очистки желтого фосфора» по адресу: <адрес>, на дату обследования 14.08.2009, общей площадью 1739,6 кв.м, по экспликации к плану строения состоящее из помещений с назначением:
1 этаж – подстанция, коридор (4), вент.камера (2), цех, лестничная клетка (2), кабинет (2),
2 этаж – цех,
3 этаж – цех, коридор (3), подстанция, лестничная клетка (2), вент. камера (3),
4 этаж – цех, т/узел.
Согласно представленным филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области по запросам суда в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия техническим паспортам на рассматриваемые помещения, содержащиеся в реестровых делах объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- №, по адресу: <адрес>, на дату обследования 14.08.2006 состояло из помещений назначением: цех, коридор (3), подстанция, лестничная клетка (2), вент. камера (3), общей площадью 537, 6 кв.м;
- №, по адресу: <адрес> на дату обследования 14.08.2006 состояло из помещений назначением: цех, т/узел, общей площадью 427,3 кв.м;
- №, по адресу: <адрес>, на дату обследования 14.08.2006 состояло из помещения назначением цех, общей площадью 315,5 кв.м;
- №, по адресу: <адрес>, на дату обследования 14.08.2006 состояло из помещений назначением: подстанция, коридор (4), вент.камера (2), цех, лестничная клетка (2), кабинет (2), общей площадью 459, 2 кв.м.
Аналогичная информация содержится в техническом паспорте нежилого помещения с кадастровым номером №, представленном в материалы дела административным истцом.
По мнению суда, части здания, поименованные как «кабинет», не могут быть однозначно отнесены к офисам и помещениям административного назначения, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны.
По представленным документам из ЕГРН, технической документации рассматриваемых объектов недвижимости, в том числе в отношении объекта недвижимости в составе которого и в границах которых расположены помещения, судом установлено, что помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, имеют наименование – помещения, назначение – нежилые помещения, расположены в пределах объекта с кадастровым номером № – здание, назначение – нежилое, наименование – опытная промышленная установка очистки желтого фосфора, в границах земельных участках с кадастровыми номерами № и №, с видом разрешенного использования каждого – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, подъездных, автомобильных и железных дорог (Зона ПК-1).
Наименование и назначение каждого рассматриваемого помещения и здания, а также земельных участков под объектами недвижимости, не являются основанием для отнесения объектов недвижимости к административно-деловые центрам и торговым центрам (комплексам) и помещения в них не отвечают целям административно-делового центра (пп.1 п.1, п. 3 ст. 378.2 НК РФ).
Требовалось установление фактическое использование рассматриваемых объектов недвижимости, которое устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации, находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ, и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, мероприятия по определению вида фактического использования рассматриваемых объектов недвижимости на дату утверждения Перечня на 2024 год административным ответчиком не проводились, что следует из письменных возражений министерства имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, из поступивших документов, судом не установлены безусловные основания, предусмотренные ст. 378.2 НК РФ, на которые ссылается административный ответчик, как на основание для включения объектов недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт.
В Перечень на 2024 год не включено здание с кадастровым номером №, в котором расположены рассматриваемые нежилые помещения.
В подтверждении фактического использования объекта недвижимости административным истцом в материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения № Б/Н от 01.01.2024, заключенный между Усиковым А.В. и ООО «ТольяттиСтройТорг», о предоставлении последнему нежилого помещения, общей площадью 459 кв.м, кадастровый номер 63:09:03020053:824, для размещения цеха по обработке опасных производственных отходов.
По сведениям ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТольяттиСтройТорг», юридический адрес с 29.07.2011: <адрес>, единственный участник юридического лица административный истец Усиков А.В., основной вид экономической деятельности зарегистрирован (47.52.2) – торговля оптовая лакокрасочными материалами.
ООО «ТольяттиСтройТорг» с 08.09.2021 имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, в частности выполнения работ по сбору, обработке, транспортированию отходов III-IV класса опасности, регистрационный номер лицензии № (63)-630053-СТО, выданную на основании решения Межрегионального управления от 08.09.2021 № 357-ГУ.
В подтверждении доводов об отсутствии свободного доступа третьих лиц на земельный участок в границах здания в составе с рассматриваемыми помещениями административным истцом в материалы дела представлен договор № У/096 от 01.04.2010 возмездного оказания услуг по организации контрольно-пропускного режима и охраны территории промышленной площадки, заключенный между Усиковым В.Д. и ООО «Химзавод», по которому последний оказывает услуги охраны территории промышленной площадки и контрольно-пропускного режима для перемещения работников, транспортных средств и товарно-материальных ценностей на территории промышленной площадки, где расположено производство заказчика, через центральную проходную (Здание Лит. А210), контрольно-пропускные пункты №/№4, 14, 17, 20, 22, расположенные по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, 2а. Договор заключен на неопределенный срок.
Исходя из представленных административным истцом и собранных судом по делу доказательств, суд приходит к выводу, что в период утверждения оспариваемого нормативного правового акта рассматриваемые нежилые помещения и здание, в котором они распложены, фактически используются исключительно в производственной деятельности, по сведениям ЕГРН и технической документации не предназначено для использования в целях административно-делового центра либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Факт передачи в аренду помещения собственником не свидетельствует о коммерческом использовании объектов в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, поскольку установлено использование в производственной деятельности.
Решением Самарского областного суда от 01.12.2023, вступившим в законную силу 10.01.2024, по административному делу № 3а-2324/2023 удовлетворены административные исковые требования Усикова А.В и признаны недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021-2023 годы в части включения в них объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», части 1 статьи 16 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу установлено, что одно из рассматриваемых помещений по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию, виду разрешенного использования земельных участков под помещением и зданием, а также по его фактическому использованию, в Перечни на 2021-2023 годы включено быть не могло.
Поскольку, исходя из представленных доказательств, назначение, разрешенное использование и наименование рассматриваемого помещения с кадастровым номером № и здания, в котором оно находится, а также вид разрешенного использования земельных участков, ни к моменту утверждения Перечня на 2024 год, ни до настоящего времени не изменились, названные обстоятельства в силу приведенных положений федерального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела имеют преюдициальное значение, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые помещения и здание, в котором они находятся, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2024 год.
При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия рассматриваемых объектов недвижимости, критериям, указанным в статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали основания включения объектов недвижимости в оспариваемый Перечень на 2024 год.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилые помещения необоснованно включено в Перечень на 2024 год, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, как налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет», суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем судебном акте в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Усикова А.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год» в части включения в Приложение № 2 объектов недвижимого имущества:
под пунктом № с кадастровым номером №,
под пунктом № с кадастровым номером №,
под пунктом № с кадастровым номером №,
под пунктом № с кадастровым номером №.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06.09.2024.
Судья: И.А. Щетинкина