Дело № 2-2696/2020
УИД: 59RS0004-01-2020-002359-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Перми Михрюковой К.А., действующей на основании поручения,
представителя ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьих лиц Мамедова С.С., Мамедова Э.С. – Юрченко П.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи, установлении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Прокурор Осинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительным и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок с присвоением кадастрового номера № (далее земельный участок №) был образован 03.04.2019 года в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами № (далее земельные участки №№ и №), разрешенное использование которых - под индивидуальную жилую застройку (земельный участок №) и под объектами торговли (земельный участок №). Данные земельные участки на момент их объединения согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденным Решением Думы Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила землепользования и застройки), были расположены в территориальной зоне Ж-3 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами). Данная зона согласно Правилам землепользования и застройки, предназначена для малоэтажной жилой застройки жилыми домами в 1-3 этажа, в которой допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Мамедову С.С. и Мамедову Э.С., ДД.ММ.ГГГГ между данными собственниками было подписано соглашение, которым определены доли на вновь образованный земельный участок, определен вид разрешенного использования «магазины», о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения об объекте недвижимости - земельный участок № и установлен вид разрешенного использования – магазин. В межевом плане, а также в письме администрации Осинского городского поселения содержались сведения о том, что образуемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1). Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок № был расположен на территориальной зоне «Ж-3», т.е. зона застройки индивидуальными жилыми домами. Градостроительным регламентом жилой зоны «Ж-3» установлены основные виды разрешенного использования земельного участка, в данном перечне видов разрешенного использования земельного участка отсутствует такой вид использования, как «Магазины». Этот вид разрешенного использования земельного участка был предусмотрен градостроительными регламентами жилой зоны «Ж-1», «Ж-2», «Ж-4». В соответствии с решением Думы Осинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок № отнесен к территориальной зоне «Ж-2» - зона застройки индивидуальными и малоэтажными многоквартирными жилыми домами, размещение магазинов в ней не предусмотрено. Собственники земельного участка своим соглашением не вправе устанавливать вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского муниципального района Мамедову С.С. и Мамедову Э.С. выдано разрешение на строительство магазина № RU № на земельном участий №, которое является незаконным, поскольку строительство магазина на данной территориальной зоне невозможно. Выдача разрешения на строительство магазина на земельном участке № по адресу: <Адрес>, нарушает права и законные интерн неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в квартале жилой зоны «Ж-3».
Впоследствии истец исковые требования уточнил, просит признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для индивидуального жилищного строительства».
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> – в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 172-174).
Третьи лица Мамедов С.С., Мамедов Э.С., в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 19, 20).
Представитель третьих лиц Мамедова С.С., Мамедова Э.С. с исковыми требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Администрация Осинского муниципального района в судебное заседание представителя не направила, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 22).
Третье лицо кадастровый инженер Бочкарева О.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 18).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы возражений ответчика и третьих лиц, доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со ст. 70 Земельный кодекс Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно п. 2, п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1539 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> с видом разрешенного использования — магазин, категория - земли населенных пунктов, образован путем объединения двух земельных участков с кадастровым номером №, о чем сделана запись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-44).
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве общей долевой собственности Мамедова С.С. и Мамедова Э.С. на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Из письма администрации Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки с кадастровым номером №, согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения расположены в территориальной зоне делового общественного и коммерческого назначения (ОД-1) к основным видам разрешенного использования относится, в том числе – магазины (л.д. 78).
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план, в связи с объединением земельных участков с кадастровым номером № и №:23(л.д. 17-22). Образуемый земельный участок 59:29:0010301:ЗУ1 вид разрешенного использования установлен – магазин, что соответствует Классификатору Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения в новой редакции, утвержденного решением Думы Осинского городского поселения от 16.03.2018 г. № 372. Межевой план составлен кадастровым инженером на основании сведений, представленных уполномоченным органом – Администрацией Осиноского городского поселения.
Согласно ст. 32 Градостроительного регламента территориальная зона ОД-1 является зоной делового, общественного и коммерческого назначения (л.д. 131). Земельный участок с кадастровым номером № расположен в указанной зоне (ОД-1).
Анализ положений ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" свидетельствует о том, что, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю запись о регистрации земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010301:172 произведена на основании представленных документов: заявление правообладателей, межевой план, соответствующий требованиям утвержденным Приказом Минэкономразвтия России от 08.12.2015 ода № 921, соглашение об определении долей на вновь образованный участок, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010301:172 принято правомерно, оснований к отказу в государственной регистрации не имелось.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В соответствии с п. 2. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Управление развития имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа направлен запрос о разъяснении относительно информации, изложенной в письме администрации Осинского городского поселения от 04.03.2019 года № 05-05/648 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), основной вид разрешенного использования для данной зоны в том числе – магазины, а также запросе сведений о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Осинского городского поселения от 18.03.2018 № 372. (л.д. 34-35 том 2).
Ответ на запрос до настоящего времени регистрирующим органом не получен. Информация, изложенная Администрацией Осинского городского поселения в письме от 04.03.2019 года не опровергнута, недействительной не признана.
Суд приходит к выводу, что на момент Мамедовыми подачи заявления о регистрации с приложенным межевым планом, в котором вид разрешенного использования был определен на основании сведений предоставленных уполномоченным органом – администрацией Осинского городского поселения как «Магазины», органом местного самоуправления в регистрирующий орган не направлялись сведения о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Осинского городского поселения от 18.03.2018 № 372.
Выполнение административным органом указанного положения закона о направлении документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка истцом не доказано.
На основании ч. 4 ст. 37 "Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Письмом администрации Осинского городского поселения от 04.03.2019 года № 05-05/648 правообладателям сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами № и 59:29:0010301:23 расположены в территориальной зоне (ОД-1) – зона делового, общественного и коммерческого назначения, установлен вид разрешенного использования – магазин.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости. Как предусмотрено п. 2 ч. 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. Как предусмотрено п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Суд приходит к выводу о том, что действующим земельным законодательством предусмотрен иной порядок изменения сведений относительно установления вида разрешенного использования земельных участков и в данном случае на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> не может быть возложена обязанность по изменению сведений относительно установления вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>.
Кроме того, суд полагает, что поскольку Управление Росреестра по Пермскому краю является регистрирующим органом, субъектом правоотношений в рассматриваемом споре не является, иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, доводы Прокурора Осинского района Пермского края о незаконности установления вида разрешенного использования земельного участка не имеют правового значения при разрешении дела по предъявленному иску к заявленному ответчику.
Поскольку судом факт незаконных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не установлен, в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для индивидуального жилищного строительства», следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес> «Магазин», установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для индивидуального жилищного строительства» - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2020 года.
Подлинник документа находится в деле № 2-2696/2020
в Ленинском районном суде г. Перми.