Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2696/2020 ~ М-1859/2020 от 07.04.2020

Дело № 2-2696/2020

УИД: 59RS0004-01-2020-002359-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Перми Михрюковой К.А., действующей на основании поручения,

представителя ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьих лиц Мамедова С.С., Мамедова Э.С. – Юрченко П.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи, установлении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

Прокурор Осинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительным и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок с присвоением кадастрового номера (далее земельный участок ) был образован 03.04.2019 года в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами (далее земельные участки № и ), разрешенное использование которых - под индивидуальную жилую застройку (земельный участок ) и под объектами торговли (земельный участок ). Данные земельные участки на момент их объединения согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденным Решением Думы Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила землепользования и застройки), были расположены в территориальной зоне Ж-3 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами). Данная зона согласно Правилам землепользования и застройки, предназначена для малоэтажной жилой застройки жилыми домами в 1-3 этажа, в которой допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Мамедову С.С. и Мамедову Э.С., ДД.ММ.ГГГГ между данными собственниками было подписано соглашение, которым определены доли на вновь образованный земельный участок, определен вид разрешенного использования «магазины», о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения об объекте недвижимости - земельный участок и установлен вид разрешенного использования – магазин. В межевом плане, а также в письме администрации Осинского городского поселения содержались сведения о том, что образуемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1). Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был расположен на территориальной зоне «Ж-3», т.е. зона застройки индивидуальными жилыми домами. Градостроительным регламентом жилой зоны «Ж-3» установлены основные виды разрешенного использования земельного участка, в данном перечне видов разрешенного использования земельного участка отсутствует такой вид использования, как «Магазины». Этот вид разрешенного использования земельного участка был предусмотрен градостроительными регламентами жилой зоны «Ж-1», «Ж-2», «Ж-4». В соответствии с решением Думы Осинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок отнесен к территориальной зоне «Ж-2» - зона застройки индивидуальными и малоэтажными многоквартирными жилыми домами, размещение магазинов в ней не предусмотрено. Собственники земельного участка своим соглашением не вправе устанавливать вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского муниципального района Мамедову С.С. и Мамедову Э.С. выдано разрешение на строительство магазина № RU на земельном участий , которое является незаконным, поскольку строительство магазина на данной территориальной зоне невозможно. Выдача разрешения на строительство магазина на земельном участке по адресу: <Адрес>, нарушает права и законные интерн неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в квартале жилой зоны «Ж-3».

Впоследствии истец исковые требования уточнил, просит признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «для индивидуального жилищного строительства».

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> – в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 172-174).

Третьи лица Мамедов С.С., Мамедов Э.С., в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 19, 20).

Представитель третьих лиц Мамедова С.С., Мамедова Э.С. с исковыми требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Администрация Осинского муниципального района в судебное заседание представителя не направила, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 22).

Третье лицо кадастровый инженер Бочкарева О.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 18).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы возражений ответчика и третьих лиц, доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

В соответствии со ст. 70 Земельный кодекс Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Согласно п. 2, п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 1539 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> с видом разрешенного использования — магазин, категория - земли населенных пунктов, образован путем объединения двух земельных участков с кадастровым номером , о чем сделана запись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-44).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве общей долевой собственности Мамедова С.С. и Мамедова Э.С. на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Из письма администрации Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки с кадастровым номером , согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения расположены в территориальной зоне делового общественного и коммерческого назначения (ОД-1) к основным видам разрешенного использования относится, в том числе – магазины (л.д. 78).

ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план, в связи с объединением земельных участков с кадастровым номером и :23(л.д. 17-22). Образуемый земельный участок 59:29:0010301:ЗУ1 вид разрешенного использования установлен – магазин, что соответствует Классификатору Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения в новой редакции, утвержденного решением Думы Осинского городского поселения от 16.03.2018 г. № 372. Межевой план составлен кадастровым инженером на основании сведений, представленных уполномоченным органом – Администрацией Осиноского городского поселения.

Согласно ст. 32 Градостроительного регламента территориальная зона ОД-1 является зоной делового, общественного и коммерческого назначения (л.д. 131). Земельный участок с кадастровым номером расположен в указанной зоне (ОД-1).

Анализ положений ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" свидетельствует о том, что, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю запись о регистрации земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010301:172 произведена на основании представленных документов: заявление правообладателей, межевой план, соответствующий требованиям утвержденным Приказом Минэкономразвтия России от 08.12.2015 ода № 921, соглашение об определении долей на вновь образованный участок, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010301:172 принято правомерно, оснований к отказу в государственной регистрации не имелось.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

В соответствии с п. 2. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Управление развития имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа направлен запрос о разъяснении относительно информации, изложенной в письме администрации Осинского городского поселения от 04.03.2019 года № 05-05/648 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), основной вид разрешенного использования для данной зоны в том числе – магазины, а также запросе сведений о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Осинского городского поселения от 18.03.2018 № 372. (л.д. 34-35 том 2).

Ответ на запрос до настоящего времени регистрирующим органом не получен. Информация, изложенная Администрацией Осинского городского поселения в письме от 04.03.2019 года не опровергнута, недействительной не признана.

Суд приходит к выводу, что на момент Мамедовыми подачи заявления о регистрации с приложенным межевым планом, в котором вид разрешенного использования был определен на основании сведений предоставленных уполномоченным органом – администрацией Осинского городского поселения как «Магазины», органом местного самоуправления в регистрирующий орган не направлялись сведения о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Осинского городского поселения от 18.03.2018 № 372.

Выполнение административным органом указанного положения закона о направлении документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка истцом не доказано.

На основании ч. 4 ст. 37 "Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Письмом администрации Осинского городского поселения от 04.03.2019 года № 05-05/648 правообладателям сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами и 59:29:0010301:23 расположены в территориальной зоне (ОД-1) – зона делового, общественного и коммерческого назначения, установлен вид разрешенного использования – магазин.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости. Как предусмотрено п. 2 ч. 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. Как предусмотрено п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Суд приходит к выводу о том, что действующим земельным законодательством предусмотрен иной порядок изменения сведений относительно установления вида разрешенного использования земельных участков и в данном случае на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> не может быть возложена обязанность по изменению сведений относительно установления вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <Адрес>.

Кроме того, суд полагает, что поскольку Управление Росреестра по Пермскому краю является регистрирующим органом, субъектом правоотношений в рассматриваемом споре не является, иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, доводы Прокурора Осинского района Пермского края о незаконности установления вида разрешенного использования земельного участка не имеют правового значения при разрешении дела по предъявленному иску к заявленному ответчику.

Поскольку судом факт незаконных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не установлен, в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования «Магазин» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «для индивидуального жилищного строительства», следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> «Магазин», установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «для индивидуального жилищного строительства» - отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

    

Судья подпись                            Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2020 года.

Подлинник документа находится в деле № 2-2696/2020

в Ленинском районном суде г. Перми.

2-2696/2020 ~ М-1859/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Осинского района Пермского края
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Кадастровый инженер Бочкарёва Ольга Валерьевна
Мамедов Самир Салман Оглы
Администрация Осинского муниципального района
Мамедов Эльфаг Салман Оглы
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Евдокимова Т.А.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
09.09.2020Предварительное судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2020Дело оформлено
10.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее