Дело № 2-767/2024
УИД № 11RS0005-01-2023-008161-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Писаревой М.А., с участием представителей истца Бойцовой О.В., представителя ответчика Овсянниковой Н.В., рассмотрев 26 февраля 2024 года в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по городу Ухте к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «И.» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ГЖИ по г. Ухте, действующая в интересах Семенович А.К., обратилась с иском в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «И.) об обязании выполнить работы по осушению подвального помещения многоквартирного жилого дома № .... расположенного по ....; обеспечить температурно-влажностный режим, сухость подвала многоквартирного жилого дома № .... и устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвального помещения многоквартирного жилого дома ..... Требования мотивированы тем, что истцом на основании обращения Семенович А.К., проживающего по адресу: .... проведен внеплановый инспекционный визит <...> г.. В ходе проведения внепланового инспекционного визита по адресу .... осмотрено подвальное помещение и выявлено ненадлежащее содержание общего имущества – технического подвального помещения: напольное покрытие - песчаный грунт, местами визуально и наощупь влажный, по центру напольного покрытия проходит дренажный лоток, по периметру лотка слева и справа от его прохождения наблюдаются лужи, что является нарушением пунктов: 2.1.5, 2.6.2, 2.6.6., 3.4.1., 3.4.2, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170. По результатам проверки ООО «УК «Идеал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства № .... от <...> г. в срок до <...> г. с указанием - выполнить работы по осушению подвального помещения; обеспечить температурно-влажностный режим, сухость подвала; устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвала ..... Однако предписание не исполнено в установленный срок, о чём был составлен акт обследования № .... от <...> г. Нарушения обязательных требований жилищного законодательства, указанные в предписании ООО «УК «И.» не устранены, чем нарушены права граждан на благоприятные условия проживания в МКД .... Вышеизложенное послужило основанием для обращения с иском в суд в интересах гражданина.
Представитель ГЖИ по г. Ухте в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, поскольку до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены, что нарушает права и законные интересы жильцов многоквартирного дома.
Семенович А.К. в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Дополнительно пояснила, что подвал в данном доме проходил комиссионное обследование и ни одна инженерная сеть не имеет протеканий, влажность спровоцирована грунтовыми водами, которые невозможно контролировать. Со стороны ответчика были установлены две дренажные бочки. Дом стоит на косогорье, в нижней его части и все вышерасположенные воды спускаются вниз. Ранее проводилась комфортная среда придомовой территории, была сделана дренажная канава, но она оказалась недостаточно эффективно. Ответчик обращался в ОМСУ, администрация признала наличие проблем и запланировала на 2024 год установку ливневой канализации. Вода появляется под домом из-за природных явлений и это не зависит от УК. Ответчик убирает воду, но весь подвал высушить не возможно. Это сезонная проблема и чтобы решить вопрос принципиально, необходимо проводить сложные земельные работы вокруг дома, которые относятся к администрации города. Ответчик может это сделать только за счет дополнительной платы с собственников жилых помещений данного МКД. Кроме того, ответчик полагает, что требования истца обезличены, поскольку из требований не понятно как их исполнять.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. .... осуществляется ООО «УК И.», которое включено в реестр лицензии на управление МКД с 01.03.2023 ( ). Управление многоквартирным домом ООО «УК «И. на основании договора управления № .... от <...> г.. Период управления с <...> г.
ГЖИ по г. Ухте на основании поступившего <...> г. обращения Семенович А.К., проживающего по адресу: ...., в рамках регионального государственного лицензионного контроля в соответствии с решением № .... от <...> г. № .... Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) <...> г. года проведен внеплановый инспекционный визит.
По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий составлен акт внепланового инспекционного визита № .... от <...> г.. Из акта следует, что осмотром подвального помещения установлено, что напольное покрытие - песчаный грунт, местами визуально и наощупь влажный, по центру напольного покрытия проходит дренажный лоток, по периметру лотка слева и справа от его прохождения наблюдаются лужи.
По мнению истца, вышеперечисленные недостатки является нарушением пунктов 2.1.5, 2.6.2, 2.6.6., 3.4.1., 3.4.2, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
По результатам проверки ООО «УК «Идеал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства № .... от <...> г. в срок до <...> г. с указанием - выполнить работы по осушению подвального помещения; обеспечить температурно-влажностный режим, сухость подвала; устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвала МКД № ....
В Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического (контроля) <...> г. поступило повторное обращение гражданина, проживающего по адресу: .... по доводам о не устраненной ранее проблемы, а также несогласии с действиями Государственной жилищной инспекцией по г. Ухте.
На основании задания Службы Республики Коми строительного, жилищ технического надзора (контроля) № .... от <...> г. проведено выездное обследование с целью проверки исполнения предписания Управляющей компанией ООО «УК «И.» от <...> г. по адресу: ....
В ходе осмотра подвального помещения: напольное покрытие - песчаный местами визуально и наощупь влажный, по центру напольного покрытия проходит дренажный лоток, местами наблюдаются лужи, то есть - факт неисполнения предписания № .... от <...> г. подтвердился.
Предписание не исполнено в срок до <...> г.. О чём составлен акт выездного обследования № .... от <...> г.. Нарушения обязательных требований жилищного законодательства, указанные в предписании ООО «УК «Идеал» не устранены, тем нарушены права граждан на благоприятные условия проживания в МКД ....
Истцом по результатам внепланового инспекционного визита, составлен протокол об административном правонарушении № .... от <...> г. в отношении генерального директора ООО «УК «Идеал» по признакам нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением № .... от <...> г. генеральный директор ООО «УК «И.» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Сведений об оспаривании указанного постановления в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а также подпункта "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного, имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 указанных Правил).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил N 491).
Минимальный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, в пункте 2 которого определено, что перечень и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Пунктом 2 Минимального перечня к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, относятся: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту "в" части 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 года N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
В силу пункта 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, помимо прочего обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Из пункта 2.6.6 Правил № 170 следует, что в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется следующее: при наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
В силу пункта 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
На основании п. 3.4.2 Правил № 170 подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
В соответствие с пунктами 4.1.1 и 4.1.3 вышеназванных правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий. При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Согласно п. 4.1.15 Правил N 170 не допускается, в том числе подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации выполнять, в том числе незамедлительно, работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в минимальный перечень вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества.
При заключении договора № .... от <...> г. управления общедомовым имуществом ООО «УК «И.» приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, сторонами определен перечень услуг и работ по содержанию имущества МКД.
При этом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что при отсутствии иного соглашения с собственниками помещений в многоквартирном доме объем выполняемых управляющей компанией работ определяется минимальным перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, управляющая организация ООО «УК И. обязана содержать общее имущество в надлежащем состоянии, своевременно проводить работы по осушению подвального помещения МКД ...., обеспечивать температурно-влажностный режим, сухость подвала многоквартирного дома и своевременно устранять сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвала.
Суд установил, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных истцом <...> г. в деятельности ответчика в нарушение пунктов 2.1.5, 2.6.2, 2.6.6., 3.4.1., 3.4.2, 4.1.1 Правил № 170 выявлено ненадлежащее содержание общего имущества – технического подвального помещения в МКД 11 по ул. Советская в г. Ухта ответчиком.
По результатам проверки истцом <...> г. выдано предписание ООО «УК «И.», согласно которому ответчику требовалось выполнить работы по осушению подвала, обеспечить температурно-влажностный режим и сухость подвальных помещений устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундамента, конструкций подвала, в срок до <...> г..
Сведений об оспаривании выданного юридическому лицу предписания материалы дела не содержат.
При повторном осмотре истцом подвальных помещений вышеуказанного многоквартирного дома установлено, что напольное покрытие - песчаный местами визуально и наощупь влажный, по центру напольного покрытия проходит дренажный лоток, местами наблюдаются лужи, то есть - факт неисполнения предписания № .... от <...> г. подтвердился.
По поручению суда истцом <...> г. был осуществлен осмотр подвального помещения многоквартирного дома № ...., по результатам которого составлен протокол осмотра, из которого следует, что в подвальном помещении по всей площади имеется увлажнение грунта, местами выявлены лужи. Установлены дренажные ямы с погружными насосами. Выявлена течь на инженерных сетях. К указанному протоколу приобщены фотографии.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения спора обязанность ответчиком организовать работы по осушению подвального помещения, устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвального помещения и обеспечить сухость подвального помещения, не исполнена в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований об обязании ответчика выполнить работы по осушению подвального помещения; устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвального помещения и обеспечить сухость подвального помещения многоквартирного жилого дома № ...., расположенного по ....
Довод ответчика о том, что им принимаются все необходимые меры для обеспечения нормального состояния подвального помещения, не принимаются судом во внимание, поскольку суд установил, что принимаемых мерах ответчиком недостаточно, поскольку подвальное помещение имеет сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвального помещения.
Так же судом отклоняются доводы ответчика о том, что истцом не конкретизированы работы, которые ответчик должен выполнить для устранения нарушений, поскольку суд считает, что возложение на ответчика конкретных действий по устранению нарушений и недостатков, не позволит ответчику самостоятельно принимать решения и осуществлять действия по устранению нарушений и недостатков, что, по мнению суда, будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика. Кроме того, суд полагает, что возложение на ответчика определенных обязанностей по устранению недостатков может повлечь за собой неисполнение решения суда, поскольку возложение на ответчика устранение недостатков определенным способом может быть не исполнено по объективным причинам.
Ссылка ответчика на то, что работы по осушению необходимо осуществлять в рамках участия в муниципальных программах с привлечением органов местного самоуправления не состоятельна, поскольку не освобождает управляющую организацию от обязанности содержать подвальное помещение многоквартирного дома, находящегося в управлении, в надлежащем состоянии.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что материалами дела не подтвердился факт необеспечения ответчиком температурного режима в подвальном помещении многоквартирного дома № ..... В связи с чем, в указанном требовании истцу надлежит отказать.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчица, не освобожденного от несения судебных расходов. В соответствии со статьей 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по городу Ухте к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «И.» удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «И.» выполнить работы по осушению подвального помещения многоквартирного жилого дома № .... устранить сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов, конструкций подвального помещения многоквартирного жилого дома ....; обеспечить сухость подвального помещения многоквартирного жилого дома № ....
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «И. ( ) государственную пошлину в доход бюджета муниципального округа «Ухта» Республики Коми в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.М. Изъюров
Мотивированное решение составлено 04 марта 2024 года.