Дело № 2-2066/2022
УИД 79RS0002-01-2022-004127-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан 08 июля 2022 года
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,
при помощнике судьи Видяковой Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Биробиджанского района - Черкесовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Биробиджанского района обратился в суд с иском к администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района ЕАО проведена проверка исполнения администрацией Биробиджанского муниципального района законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что в 2021 году с уровня сельских поселений в муниципальную собственность переданы автомобильные дороги в количестве 233 единицы, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлен, в настоящее время из-за отсутствия финансовых средств администрацией района государственный кадастровый учет не проводился. Прокуратурой района 20.04.2022 в адрес первого заместителя главы администрации Биробиджанского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Администрацией района принято решение о проведении кадастровых работ для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения автомобильных дорог общего пользования местного значения, являющиеся собственностью муниципального образования: автомобильная дорога с. Бирофельд ул. Центральная (кадастровый номер 79:04:2000006:142), протяженностью 2283 км м; автомобильная дорога «Казанка-Бирофельд» (кадастровый номер 79:04:0000000:222), протяженностью 20640 м; автомобильная дорога «Бирофельд-Алексеевка» (кадастровый номер 79:04:0000000:188), протяженностью 3100 м; автомобильная дорога «с. Алексеевка по ул. Советской» (кадастровый номер 79:04:0000000:187), протяженностью 1050 м. Для заключения муниципального контракта на выполнение вышеуказанных работ направлены запросы о стоимости работ по подготовке документов для внесения сведений в ЕГРН. Таким образом, нарушения требований законодательства, указанные в представлении прокуратуры района, администрацией не устранены, в связи с чем, допущено бездействие, выразившееся в непринятии всех необходимых мер для регистрации названных объектов недвижимости, что создаёт угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Так, исходя из принципа общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРН, любое заинтересованное лицо, орган власти и орган местного самоуправления может получать сведения о собственнике объекта недвижимости, но только при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте и о его собственнике. Такая информация может быть использована неопределенным кругом лиц, в том числе при заключении договоров купли-продажи или аренды таких объектов, при рассмотрении судами дел, связанных с такими объектами, нотариусами, а также в иных случаях. Зарегистрированные в установленном порядке права на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с таким имуществом. Кроме того, для исчисления земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ, используются сведения, содержащиеся в ЕРГН. Просит возложить обязанность на администрацию МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО устранить нарушения законодательства по учету и использованию объектов муниципальной собственности, а именно представить в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», необходимые для такой регистрации сведения и документы, в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения автомобильных дорог общего пользования местного значения, являющиеся собственностью муниципального образования:
автомобильная дорога с. Бирофельд ул. Центральная номер. 79:04:2000006:142), протяженностью 2283 км м;
- автомобильная дорога «Казанка-Бирофельд» (кадастровый номер • 79:04:0000000:222), протяженностью 20640 м;
- автомобильная дорога «Бирофельд-Алексеевка» (кадастровый номер. 79:04:0000000:188), протяженностью 3100 м;
- автомобильная дорога «с. Алексеевка по ул. Советской» (кадастровый
номер 79:04:0000000:187), протяженностью 1050 м.
В судебном заседании старший помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. исковые требования поддержала по доводам. Изложенным в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 211 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулируются вопросы, связанные с государственным кадастровым учетом.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет
недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу положений абз. 3 ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Государственный кадастровый учет является обязательным для недвижимых вещей, земельных участков, в том числе для муниципальной собственности.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
В реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге:
1) сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги;
2) наименование автомобильной дороги;
3) идентификационный номер автомобильной дороги;
4) протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков;
5) сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;
6) вид разрешенного использования автомобильной дороги;
7) иные сведения.
В случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге, указанных в части 4 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию или со дня изменения таких сведений обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
Правила формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"и устанавливают порядок формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее - реестр) (Приказ Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" (вместе с "Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог", "Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре автомобильных дорог").
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения в 2022 году прокурорской проверки установлено, что в 2021 году с уровня сельских поселений в муниципальную собственность переданы автомобильные дороги в количестве 233 единиц, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлен.
Прокуратурой Биробиджанского района ЕАО 20.04.2022 в адрес главы администрации муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона в части учета и использования объектов муниципальной собственности.
Как следует из сведений, представленных администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 20.05.2022 №2597/01-30, администрацией района принято решение о проведении кадастровых работ для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения, являющихся собственностью муниципального образования, в том числе:
- автомобильная дорога с. Бирофельд ул. Центральная (кадастровый номер 79:04:2000006:142), протяженностью 2283 м;
- автомобильная дорога «Казанка-Бирофельд» (кадастровый номер 79:04:0000000:222), протяженностью 20640 м;
- автомобильная дорога «Бирофельд-Алексеевка» (кадастровый номер 79:04:0000000:188), протяженностью 3100 м;
- автомобильная дорога «с. Алексеевка по ул. Советской» (кадастровый номер 79:04:0000000:187), протяженностью 1050 м.
Администрацией направлены запросы о стоимости работ по подготовке документов для внесения сведений в ЕГРН.
Вместе с тем, сведений о том, что указанные земельные участки до рассмотрения дела по существу поставлены на кадастровый учет, стороной ответчика суду не представлено.
Несоблюдение администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО указанных требований законодательства, свидетельствуют о неисполнении администрацией обязанности в области государственной регистрации, а также влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Следовательно, исковые требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанность представить в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», необходимые для такой регистрации сведения и документы, в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения автомобильных дорог общего пользования местного значения, являющиеся собственностью муниципального образования:
автомобильная дорога с. Бирофельд ул. Центральная номер. 79:04:2000006:142), протяженностью 2,283 км;
- автомобильная дорога «Казанка-Бирофельд» (кадастровый номер 79:04:0000000:222), протяженностью 20640 м;
- автомобильная дорога «Бирофельд-Алексеевка» (кадастровый номер. 79:04:0000000:188), протяженностью 3100 м;
- автомобильная дорога «с. Алексеевка по ул. Советской» (кадастровый
номер 79:04:0000000:187), протяженностью 1050 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.А.Белоусова
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2022.