Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-70/2023 от 04.08.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

<адрес> 20 ноября 2023 года

Судья Каякентского районного суда РД Гаджимурадов М.М., с участием ФИО1 его представителя адвоката ФИО5, заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД по РД от 17.07.2023г., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.16 ч.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД по РД от 17.07.2023г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.16 ч.2 КоАП РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

ФИО1 не согласившись с вынесенным постановлением обратился в суд с жалобой на постановление, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ примерно 07 часов 30 минут на ФАД «КАВКАЗ» 889 км. 600 произошло ДТП с участием транспортных средств марки ВАЗ 2110 г/н РК 05 и Газель 2747 г\н P350KE 05.

Автомобиль марки ВАЗ 2110 г/н РК 05 под управлением ФИО2 допустил столкновение спереди движущимся автомобилем Газель 2747 г/н Р350KE 05 которым управлял он.

В результате столкновения, автомобилем Газель 2747 г\н Р350KE 05 опрокинулся. На место ДТП прибыли сотрудники ДПС и получили объяснения участников ДТП, в том числе ознакомились с видео с камер наблюдения магазина недалеко от места ДТП.

Из обстоятельств ДТП очевидно следовало, что водителем ФИО2 допущено нарушение п.9.10 ПДДРФ, вследствие которого произошло ДТП и за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ.

Административный материал в отношении участников ДТП инспектором ДПС не был составлен. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что ФИО2 обратился в суд с иском о возмещении материального ущерба.

В числе документов приложенных к иску иметься и копия административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Из указанной копии постановления с следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составленного инспектором ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО6 его привлекли к административной ответственности за нарушение п. 1.3. ПДДРФ якобы имевшего место при обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в своей жалобе ФИО1 указывает, что он не получал протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и на его основании вынесенное постановление по делу об административном правонарушении от 17.07.2023г.

Производство по делу об административном правонарушении проведено без его участия и без уведомления о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

С вынесенным постановлением он не согласен просит суд восстановить процессуальный срок и прекратить производство по делу.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5 в судебном заседании жалобу подержали по основаниям указанным в постановлении.

Заинтересованное лицо ФИО2 жалобу не поддержал, просил суд отказать в удовлетворении жалобы.

Представитель ДПС ОБДПС ГИБДД по РД в судебном заседании участия не принимали, хотя надлежаще и заблаговременно извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав мнение участников процесса, проверив представленные материалы дела об административном правонарушении с учетом требований ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему:

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При этом, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с п.4, п.2 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; выяснить причины неявки участников процесса и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц, либо об отложении рассмотрения дела.

Круг лиц, подлежащих извещению о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, определяется исходя из положений главы 25 КоАП, согласно которой, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего и их законных представителей, а также защитников и представителей.

Действующее законодательство об административных правонарушениях разграничивает понятия «извещение» и «вызов». В отношении лиц, имеющих заинтересованность в исходе дела, используется термин «извещение», который означает уведомление участников процесса о месте и времени проведения судебного заседания без возложения на них обязанности по явке в суд (за некоторым исключением).

В соответствии с Федеральным законом N 404-ФЗ, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГг., глава 25 КоАП РФ была дополнена ст.25.15, в которой установлен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно ч.2-4 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, направляются по месту жительства извещаемого лица или иному указанному им адресу заказным письмом с уведомлением о вручении. Заказное письмо вручается адресату лично под расписку. После получения такого письма адресатом в суд отправляется уведомление о вручении, в котором указывается, кто, когда и в какое время это письмо получил.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ примерно 07 часов 30 минут на ФАД «КАВКАЗ» 889 км. 600 произошло ДТП с участием транспортных средств марки ВАЗ 2110 г/н РК 05 и Газель 2747 г\н P350KE 05.

Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД по РД от 17.07.2023г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.16 ч.2 КоАП РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В соответствии с правилом, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Правовое регулирование порядка привлечения к административной ответственности во многом предопределяется тем, что большинство административных правонарушений - в сравнении с запрещенными уголовным законом деяниями - представляют собой деяния, которые характеризуются невысокой степенью общественной опасности, влекут менее строгие меры ответственности и имеют для граждан не столь значительные негативные последствия, но при этом носят массовый характер. Исходя из этих особенностей, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2015г. -О отметил, что федеральный законодатель вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с ч. 1 настоящей статьи постановлению.

Определением №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ инспектором полка ДПС возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Постановлением инспектора ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО6 от 17.07.2023г. по факту ДТП имевшего место ДД.ММ.ГГГГ примерно 07 часов 30 минут на ФАД «КАВКАЗ» 889 км. 600 с участием транспортных средств марки ВАЗ 2110 г/н РК 05 и Газель 2747 г\н P350KE 05, по которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.16 ч.2 КоАП РФ и подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей, однако в указанном постановлении отсутствуют сведения о вручении копии постановления.

Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование.

При рассмотрении, административного материала и вынесении постановления о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.16 ч.2 КоАП РФ инспектором ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД участники ДТП не извещались, таких сведений материалы дела не содержат.

В соответствии с положениями ст. 24.4. КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статья 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) - и находится во взаимосвязи с ними.

Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции РФ свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.

Частью 1 статьи 25.1 и частями 1, 2 статьи 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

В соответствии с ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

При этом, в материалах дела отсутствуют сведения, что при рассмотрении административного материала участникам ДТП разъяснены права, но то, что они имеет права на услуги, представителя, переводчика и т.д.

Таким образом, не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что является нарушением права на защиту.

Как следует из материалов административного дела участниками ДТП являются ФИО2 и ФИО3, которые по существу дорожно-транспортного происшествия дали письменные объяснения, для всестороннего расследования административного материала.

При получении объяснений не указано кем получены объяснения, а именно отсутствует подпись должностного лица с указанием ФИО.

Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и влекут отмену обжалуемого постановления.

Учитывая, что на дату рассмотрения жалобы установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, не истек, данное дело об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу инспектору ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО6 на новое рассмотрение, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД по РД от 17.07.2023г. - удовлетворить.

Восстановить процессуальный срок подачи для подачи жалобы.

Постановление инспектора ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО6 от 17.07.2023г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.12.16 ч.2 КоАП РФ - отменить.

Дело об административном правонарушении, возвратить на новое рассмотрение правомочному должностному лицу ИАЗ полка ДПС ГИБДД МВД по РД.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть пересмотрено в надзорном порядке в соответствии со ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.М. Гаджимурадов

12-70/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Абдуллаев Магомедгаджи Солтанбекович
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Гаджимурадов Магомедгаджи Магомедович
Статьи

ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
kajakentskiy--dag.sudrf.ru
04.08.2023Материалы переданы в производство судье
04.09.2023Судебное заседание
03.11.2023Поступили истребованные материалы
20.11.2023Судебное заседание
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
21.02.2024Вступило в законную силу
21.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее