К делу № 2-83/2023
УИД 23RS0050-01-2021-001987-14
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Темрюк 22 августа 2023 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Метелкина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кожемякиной Я.Л.,
с участием представителя истца администрации муниципального образования Темрюкский район Клыковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к ФИО1 и ФИО2 о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального <адрес>
В обоснование требований указано, что в связи с поступившей из управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> расположен в зоне Ж-2 – зона жилой застройки. Зона Ж-2 предназначена для формирования территорий, преимущественно жилой застройки, при перспективном градостроительном развитии, согласно утвержденному генеральному плану и утвержденной градостроительной документации. Межевание земельного участка произведено в феврале 2020 года, при этом ПЗЗ утверждены в 2018 года, таким образом, нарушены требования градостроительного регламента для указанной зоны, утвержденной ПЗЗ в части возведения объекта капитального строительства при отсутствии установленных для данной зоны градостроительных ном и правил, в следствии чего фактически возведенный объект капитального строительства является самовольно возведенным. Кроме того, без разработанной и утвержденной, в соответствии с нормами действующего законодательства, документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территорий, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии, в следствии чего строительство объектов на данных земельных участках не может осуществляется на законных основаниях. Рассматриваемый земельный участок с <адрес>, в нарушение статьи 42 ГрК РФ, без разработанной и утвержденной документации по планировке территории (проекта планировке и проекта межевания), с необходимым установлением планировочной структуры, улично-дорожной сети, красных линий, и т.д. С учетом вышеизложенного в результате проведений проверки в действиях Станишевской Т.С. усматривались признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, выразившееся в строительстве объекта капитального строительства – одноэтажного здания с признаками объекта индивидуального жилого строительства, без разрешительной документации. ДД.ММ.ГГГГ для принятия мер, направленных на пресечение нарушений земельного и градостроительного законодательства, материалы проверки направлены в Департамент по надзору в строительной сфере <адрес>. В рассматриваемом случае Станишевской Т.С. не обращалась в органы местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве до момента возведения спорного объекта недвижимости, что исключило бы в дальнейшем возведение самовольной постройки с учетом отсутствия в указанной зонеутвержденного проекта планировки. Таким образом, произведенная постройка является самовольным строением, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования Темрюкского района Клыковой М.А, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики Станишевская Т.С. и Лопатин С.В., будучи надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
В заявлении, адресованном суду, представитель ответчиков Кабанова Л.О. просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
В письменном ходатайстве представитель третьего лица Темрюкский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю Кисляков В.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В силу п. 1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п. 1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
При этом, в силу ч. 1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением, установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно ч.10 ст.51.1 ГрКРФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
<адрес>
По результатам рассмотрения уведомления в адрес Станишевской Т.С. администрации муниципального образования <адрес> направлено уведомление №н от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
На основании ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При этом, проект планировки территории, как документ, являющийся основанием для проведения государственного кадастрового учета, либо регистрации права собственности, который был истребован истцом, в указанном перечне не предусмотрен.
В соответствии с ч.5 ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
В силу ч.1, ч. 2 ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии с ч. ч. 1,5 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Согласно ч. ч. 1,2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
На основании ч.2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории включает в себя границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, разрабатывается одновременно с проектом межевания территории.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по подготовке решения по планировки территории, и подготовки документации по планировке территории, суд считает незаконными.
При этом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 19.03.2014г.), при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует учитывать градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки. Признаком самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
В силу ч.1 ст. 79 ГПК РФ определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена строительная и землеустроительная экспертиза.
Согласно <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> соблюдением земельного и градостроительного законодательства, которыми администрация должна руководствоваться и за рамки которых ее полномочия не распространяются.
Таким образом, законодатель установил, что права и законные интересы истца не могут быть нарушены образованием земельного участка ответчика, что подтверждается заключением эксперта, имеющиеся в материалах дела.
Вместе с тем, истец с 2019 года не проводил проверок муниципального контроля в отношении ответчика, каких-либо актов в орган государственного земельного надзора не направлял, а вопреки, установленных законом полномочий, утверждает о незаконности сформированного ответчиком земельного участка.
Кроме того, с момента получения уведомления о несоответствии произошли изменения в законодательстве относительно строительства и регистрации прав собственности: «дачная амнистия» распространена также на строительство жилых домов на землях ИЖС и ЛПХ.
Таким образом, в контексте п. 3 ст. 222 ГК РФ законодатель в отношении построек на землях для ЛПХ и ИЖС установил определенный внесудебный порядок для признания права собственности на самовольные постройки через Росреестр, а также установил требования к регистрируемым в упрощенной процедуре жилым домам.
<адрес>
<адрес>
Таким образом, суд, проанализировав заключение эксперта, собранные по делу доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 144 ГПК РФ суд не находит оснований для отмены мер по обеспечению иска, которые подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1 и ФИО2 о сносе самовольной постройки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Метелкин
Решение суда принято в окончательной форме 29 августа 2023 года.