Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2023 (2-2292/2022;) от 21.07.2022

К делу № 2-83/2023

УИД 23RS0050-01-2021-001987-14

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Темрюк 22 августа 2023 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Метелкина Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кожемякиной Я.Л.,

с участием представителя истца администрации муниципального образования Темрюкский район Клыковой М.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к ФИО1 и ФИО2 о сносе самовольной постройки,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация муниципального <адрес>

В обоснование требований указано, что в связи с поступившей из управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> расположен в зоне Ж-2 – зона жилой застройки. Зона Ж-2 предназначена для формирования территорий, преимущественно жилой застройки, при перспективном градостроительном развитии, согласно утвержденному генеральному плану и утвержденной градостроительной документации. Межевание земельного участка произведено в феврале 2020 года, при этом ПЗЗ утверждены в 2018 года, таким образом, нарушены требования градостроительного регламента для указанной зоны, утвержденной ПЗЗ в части возведения объекта капитального строительства при отсутствии установленных для данной зоны градостроительных ном и правил, в следствии чего фактически возведенный объект капитального строительства является самовольно возведенным. Кроме того, без разработанной и утвержденной, в соответствии с нормами действующего законодательства, документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территорий, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии, в следствии чего строительство объектов на данных земельных участках не может осуществляется на законных основаниях. Рассматриваемый земельный участок с <адрес>, в нарушение статьи 42 ГрК РФ, без разработанной и утвержденной документации по планировке территории (проекта планировке и проекта межевания), с необходимым установлением планировочной структуры, улично-дорожной сети, красных линий, и т.д. С учетом вышеизложенного в результате проведений проверки в действиях Станишевской Т.С. усматривались признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, выразившееся в строительстве объекта капитального строительства – одноэтажного здания с признаками объекта индивидуального жилого строительства, без разрешительной документации. ДД.ММ.ГГГГ для принятия мер, направленных на пресечение нарушений земельного и градостроительного законодательства, материалы проверки направлены в Департамент по надзору в строительной сфере <адрес>. В рассматриваемом случае Станишевской Т.С. не обращалась в органы местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве до момента возведения спорного объекта недвижимости, что исключило бы в дальнейшем возведение самовольной постройки с учетом отсутствия в указанной зонеутвержденного проекта планировки. Таким образом, произведенная постройка является самовольным строением, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования Темрюкского района Клыковой М.А, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчики Станишевская Т.С. и Лопатин С.В., будучи надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

В заявлении, адресованном суду, представитель ответчиков Кабанова Л.О. просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

В письменном ходатайстве представитель третьего лица Темрюкский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю Кисляков В.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В силу п. 1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п. 1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

При этом, в силу ч. 1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением, установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно ч.10 ст.51.1 ГрКРФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

<адрес>

По результатам рассмотрения уведомления в адрес Станишевской Т.С. администрации муниципального образования <адрес> направлено уведомление н от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

На основании ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

При этом, проект планировки территории, как документ, являющийся основанием для проведения государственного кадастрового учета, либо регистрации права собственности, который был истребован истцом, в указанном перечне не предусмотрен.

В соответствии с ч.5 ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

В силу ч.1, ч. 2 ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В соответствии с ч. ч. 1,5 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

На основании ч.2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории включает в себя границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, разрабатывается одновременно с проектом межевания территории.

Таким образом, возложение на ответчика обязанности по подготовке решения по планировки территории, и подготовки документации по планировке территории, суд считает незаконными.

При этом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 19.03.2014г.), при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует учитывать градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки. Признаком самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.

В силу ч.1 ст. 79 ГПК РФ определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена строительная и землеустроительная экспертиза.

Согласно <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес> соблюдением земельного и градостроительного законодательства, которыми администрация должна руководствоваться и за рамки которых ее полномочия не распространяются.

Таким образом, законодатель установил, что права и законные интересы истца не могут быть нарушены образованием земельного участка ответчика, что подтверждается заключением эксперта, имеющиеся в материалах дела.

Вместе с тем, истец с 2019 года не проводил проверок муниципального контроля в отношении ответчика, каких-либо актов в орган государственного земельного надзора не направлял, а вопреки, установленных законом полномочий, утверждает о незаконности сформированного ответчиком земельного участка.

Кроме того, с момента получения уведомления о несоответствии произошли изменения в законодательстве относительно строительства и регистрации прав собственности: «дачная амнистия» распространена также на строительство жилых домов на землях ИЖС и ЛПХ.

Таким образом, в контексте п. 3 ст. 222 ГК РФ законодатель в отношении построек на землях для ЛПХ и ИЖС установил определенный внесудебный порядок для признания права собственности на самовольные постройки через Росреестр, а также установил требования к регистрируемым в упрощенной процедуре жилым домам.

<адрес>

<адрес>

Таким образом, суд, проанализировав заключение эксперта, собранные по делу доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 144 ГПК РФ суд не находит оснований для отмены мер по обеспечению иска, которые подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1 и ФИО2 о сносе самовольной постройки – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Метелкин

Решение суда принято в окончательной форме 29 августа 2023 года.

2-83/2023 (2-2292/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального образования Темрюкский район
Ответчики
Лопатин Сергей Викторович
Станишевская Татьяна Сергеевна
Другие
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Бабенко В.В.
Клыкова М.А.
Кабанова Л.О.
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Метелкин Евгений Владимирович
Дело на сайте суда
temruksky--krd.sudrf.ru
21.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2022Подготовка дела (собеседование)
15.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
03.04.2023Производство по делу возобновлено
21.04.2023Судебное заседание
07.08.2023Производство по делу возобновлено
22.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
05.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее