УИД № 11RS0016-01-2023-000199-43 |
Дело № 21-148/2023 |
(дело № 12-33/2023) |
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 мая 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника администрации МР «Сыктывдинский» Сёминой О.В. на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 31 января 2023 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МР «Сыктывдинский»,
установил:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 31 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 марта 2023 года, администрация МР «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., обратилась в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой, в обоснование доводов которой указала, что должником предпринимаются меры к исполнению решения суда, вместе с тем, судебное решение в установленный срок не исполнено в силу объективных обстоятельств. Приводя положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник просила отменить постановление должностного лица органа судебных приставов с прекращением производства по делу.
Выражая несогласие, администрация муниципального района «Сыктывдинский» в своей жалобе, поданной защитником Сёминой О.В., просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов жалобы указано на недостаточность предусмотренных бюджетом денежных средств и на предпринятые органом местного самоуправления все возможные меры по исполнению судебного решения, что исключает виновные действия администрации при наличии объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа. Утверждение местного бюджета находится вне контроля администрации. Полагает, что судьей необоснованно оставлены без внимания доводы администрации о неразумности установленного судебным приставом-исполнителем срока для исполнения судебного решения с 23 декабря 2022 года по 20 января 2023 года, без учета новогодних каникул, что существенно сокращает период исполнения судебного решения, без учета необходимости проведения установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ процедур, без учета отсутствия возможности исполнить решение суда в рамках финансового 2022 и 2023 годов. В нарушение положений статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должностного лица и в решении судьи отсутствует событие административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24 ноября 2020 года по делу № 2а-<Номер обезличен> на администрацию МО МР «Сыктывдинский» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: с.Лэзым, в районе д. 255 по ул. Центральной: обустроить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны; обустроить дорожку с твёрдым покрытием к источнику в пределах территории первого пояса зоны санитарной охраны; спланировать территорию для отвода поверхностных вод за пределы источника; произвести очистку территории от растительной поросли; обеспечить охрану объекта; установить аппаратуру для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации; обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования воды.
- по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: п. Нювчим, в районе д. 1, ул. Горького, д. 2 и д. 4 по ул. Рабочей: провести ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечив его герметичность и предотвращение возможности загрязнения питьевой воды через оголовок; обустроить скамью для вёдер; обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования воды.
- по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: с. Озёл, в районе д. 65 по ул. Озельской: провести ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечив его герметичность и предотвращение возможности загрязнения питьевой воды через оголовок.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 01 апреля 2022 года в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возбуждено исполнительное производство № 16499/22/11015-ИП.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 апреля 2022 года, от 14 октября 2022 года заявления администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлены без удовлетворения.
01 июня 2022 года администрации вручено требование в срок до 06 июня 2022 года представить судебному приставу-исполнителю сведения об исполнении требований исполнительного документа, администрация предупреждена о последствиях неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
03 июня 2022 года администрацией в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация (получена 09 июня 2022 года) о том, что требования исполнительного документа не исполнены, вместе с тем принимаются действия по исполнению судебного решения в рамках имеющихся средств.
Постановлением от 22 июня 2022 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, который решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 июля 2022 года снижен до 37 500 рублей.
29 августа 2022 года администрацией в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация (получена 29 августа 2022 года) о том, что требования исполнительного документа не исполнены, вместе с тем принимаются действия по исполнению судебного решения в рамках имеющихся средств.
Судебным приставом-исполнителем 07 сентября 2022 года составлен акт совершения исполнительских действий, из которого следует, что требования исполнительного документа должником не исполнены. В подтверждение данного акта в исполнительное производство представлены фотографии источника водоснабжения.
07 сентября 2022 года администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми вручено требование в срок до 23 сентября 2022 года исполнить решение суда и в срок до 26 сентября 2022 года представить сведения об исполнении требований исполнительного документа, администрация района предупреждена о последствиях неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Администрацией МР «Сыктывдинский» Республики Коми 23 сентября 2022 года судебному приставу-исполнителю направлена информация (получена 23 сентября 2022 года) о том, что требования исполнительного документа не исполнены, вместе с тем принимаются действия по исполнению судебного решения в рамках имеющихся средств, заключено два договора, работы ещё не начаты.
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 05 октября 2022 года администрация муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрации назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25 ноября 2022 года по делу № 12-<Номер обезличен> вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
23 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем администрации МР «Сыктывдинский» вручено требование в срок до 20 января 2023 года исполнить решение суда в полном объеме и в срок до 23 января 2023 года представить сведения об исполнении требований исполнительного документа, администрация района предупреждена о последствиях неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Администрацией МР «Сыктывдинский» 26 декабря 2022 года судебному приставу-исполнителю направлена информация (получена 27 декабря 2022 года) о том, что в соответствии с договором № 0010102 от 22 сентября 2022 года по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: п. Нювчим, в районе д. 1, ул. Горького, д. 2 и д. 4 по ул. Рабочей, выполнены следующие работы: проведён ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечена его герметичность и предотвращена возможность загрязнения питьевой воды через оголовок; обустроена скамья для вёдер; проведено санитарно-эпидемиологического исследования воды. Акты выполненных работ, протокол лабораторных исследований, фото направлялись ранее. В соответствии с договором № 0010103 от 22 сентября 2022 года по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: с. Озёл, в районе д. 65 по ул. Озельской, выполнены следующие работы: проведён ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечена его герметичность и предотвращена возможность загрязнения питьевой воды через оголовок. Акты выполненных работ, фото направлялись ранее.
По источнику водоснабжения в с. Лэзым должником сообщено, что проведено комиссионное обследование, возникла необходимость более детальной проработки данного вопроса, так как работы, предусмотренные решением суда, могут привести к нарушению/полному приостановлению подачи коммунальной услуги гражданам; данный источник водоснабжения был обустроен за счёт средств граждан, в связи с чем администрацией района проводится работа по выходу из сложившейся ситуации. О выполненных работах администрация уведомит дополнительно.
Аналогичная информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя 26 января 2023 года.
Постановлением ОСП по Сыктывдинскому району от 31 января 2023 года администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.
Факт совершения администрацией МР «Сыктывдинский» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении № <Номер обезличен>АП от 27 января 2023 года, вступившими в законную силу постановлениями о привлечении администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, требованием должностного лица, а также ответами администрации от 26 декабря 2022 года, 26 января 2023 года, договорами на выполнение работ от 22 сентября 2022 года, из которых следует, что решение суда исполнено частично.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья районного суда на основании фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения администрации МР «Сыктывдинский» к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из того, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании административного штрафа срок должником в отсутствие на то уважительных причин не исполнены.
При этом доводы жалобы в обоснование отсутствия вины администрации МР «Сыктывдинский», суд первой инстанции правомерно не признал в качестве доказательств принятия должником всех мер для надлежащего исполнения судебного акта.
Так как обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, которое составляет не менее 3 лет, совершение административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление должностного лица и последующее решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Совершенное администрацией МР «Сыктывдинский» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка администрации МР «Сыктывдинский» на законодательно установленный порядок финансового обеспечения муниципального района, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа с учетом даты вступления в законную силу решения суда, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено администрации МР «Сыктывдинский» с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы администрации МР «Сыктывдинский» не имеется.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Как усматривается из постановления должностного лица и решения районного суда, описаны все обстоятельства имеющие отношение к рассматриваемому делу с указанием в хронологическом порядке всех действий судебного пристава и администрации МР «Сыктывдинский», послужившие основанием для привлечения последнего к административной ответственности.
Довод о том, что в постановлении и решении не изложено и не установлено событие административного правонарушения опровергается материалами дела.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признания незаконным установленного судебным приставом-исполнителем срока для исполнения судебного решения, с учетом длительности периода неисполнения решения суда, не установлено.
Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 31 января 2023 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МР «Сыктывдинский» оставить без изменения, жалобу защитника администрации МР «Сыктывдинский» Сёминой О.В. - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром