Дело № 2-77/2024
УИД № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2024 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Царевой Е.Е.
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием:
помощника прокурора г. Новочебоксарска Михайловой Д.А.
представителя ответчиков - администрации г. Новочебоксарска Лебедевой Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска Якунина А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - МЧС России Крыловой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ГУ МЧС России по Чувашской Республике Калыгина Д.А. и Эндюськина А.В., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарска Ягудина В.Н. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации г. Новочебоксарска, КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска об обязании устранить нарушения в области гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики Ягудин В.Н., с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Новочебоксарска, КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска об обязании устранить нарушения в области гражданской обороны, мотивируя требования тем, что в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства о гражданской обороне установлено, что защитные сооружения гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес> и №, расположенное по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности г. Новочебоксарска и постановлением администрации г. Новочебоксарска № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в оперативное управление КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска. В ходе проверки соблюдения требований в области гражданской обороны администрацией г. Новочебоксарска выявлены отдельные нарушения требований в рассматриваемой сфере правоотношений, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, а в адрес руководителя бюджетного учреждения ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее предписание. Выявленные нарушения не устранены. Вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны не соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам, в настоящий момент не пригодны для эксплуатации в качестве убежища, не обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, чем нарушаются права неограниченного круга лиц на защиту в случае чрезвычайных ситуаций. Со ссылкой на ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положение о гражданской обороне, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» просят обязать администрацию г. Новочебоксарска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению 2 защитных сооружений гражданской обороны: №, расположенное по адресу: <адрес>; №, расположенное по адресу: <адрес>, находящиеся на балансе КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить 2 защитных сооружения гражданской обороны: №, расположенное по адресу: г. <адрес>; №, расположенное по адресу: <адрес>, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новочебоксарска Михайлова Д.А. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Новочебоксарска Лебедева Т.Н. уточненные исковые требования считала соответствующими требованиям законодательства.
Представитель ответчика - КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска Якунин А.Н. уточненные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - МЧС России - Крылова Е.А., ГУ МЧС России по Чувашской Республике Калыгин Д.А. и Эндюськин А.В., не возражали против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - МТУ Росимущества в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Чувашской Республике и Пензенской области, ГУП Чувашской Республики «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. ГУП Чувашской Республики «ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии, МТУ Росимущества в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Чувашской Республике и Пензенской области представили заявления о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон о гражданской обороне) к основным задачам в области гражданской обороны в том числе относится обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона о гражданской обороне организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона о гражданской обороне гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия (далее - Порядок).
Указанный порядок определяет правила создания в мирное время, в период мобилизации и в военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 8 названного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 года N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации) определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Согласно п. 1.2. Правил, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно пункту 1.5 Правил группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации).
ГУ МЧС России по Чувашской Республике в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требования в области гражданской обороны администрацией г. Новочебоксарска.
В ходе проверки соблюдения требования в области гражданской обороны администрацией г. Новочебоксарска выявлены отдельные нарушения требований в рассматриваемой сфере правоотношений, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, а в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее предписание (л.д.43).
Из представления № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в адрес администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики следует, что проведена проверка соблюдения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.
Установлено, что в нарушение п. 2 ст. 8 Федерального закона о гражданской обороне; п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; п. 1.5 и 1.6 приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; приложения № 9 к п. 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.9.10, 2.14, 2.15 Правил приказа № 285, группы (звенья) по облуживанию 3 защитных сооружений гражданской обороны, находящиеся в оперативном управлении КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска, не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № 2 к приказу МЧС России от 15.12.2002 № 583.
Факт наличия выявленных нарушений представителями ответчиков не оспаривался.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены.
Поскольку убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения, а также условий использования, и этот объект создан исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы мероприятий на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нарушения, выявленные в ходе проверки и в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе, граждан Российской Федерации, и их (нарушения) следует устранить, путем приведения защитного сооружения в состояние, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно выписке из ЕГРПН убежище гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, правообладателем является г. Новочебоксарск Чувашской Республики (дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписке из ЕГРПН убежище гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, правообладателем является г. Новочебоксарск Чувашской Республики (дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта приема - передачи защитные сооружения - федеральное недвижимое имущество, составляющее казну Российской Федерации передано в муниципальную собственность г. Новочебоксарска ЧР (л.д.60).
Установлено, что защитные сооружения гражданской обороны: №, расположенные по адресу: <адрес> и №, расположенное по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности г. Новочебоксарска и постановлением администрации г. Новочебоксарска № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в оперативное управление КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска (л.д. 87, 134).
В отношении данных защитных сооружений изготовлены паспорта убежищ.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска и администрация г. Новочебоксарска в нарушение положений действующего законодательства не осуществляют необходимые мероприятия по содержанию защитных сооружений гражданской обороны.
Ненадлежащее финансирование из бюджета мероприятий по соблюдению требований гражданской обороны, не может служить основанием для освобождения ответчика от установленной законом обязанности по исполнению требований, направленных на поддержание вышеуказанного объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
Несоблюдение требований законодательства в части надлежащего содержания объектов гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае наступления чрезвычайной ситуации на территории г. Новочебоксарска для неопределенного круга лиц.
Представитель КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска Якунин А.Н. уточненные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд не усматривает по рассматриваемому спору нарушения норм действующего законодательства, прав и интересов других лиц признанием иска ответчиком.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок - в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, суд считает разумным и достаточным для устранения нарушений в области гражданской обороны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению 2 защитных сооружений гражданской обороны: №, расположенное по адресу: <адрес>; №, расположенное по адресу: <адрес>, находящиеся на балансе КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № 2 к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на КУ «Управление по делам ГО и ЧС» г. Новочебоксарска обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить 2 защитных сооружения гражданской обороны: №, расположенное по адресу: <адрес>; №, расположенное по адресу: <адрес>, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № 2 к приказу МЧС России от 15.12.2002 № 583.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.Е. Царева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.