УИД 14RS0021-01-2023-000845-93
Дело № 2-71/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нюрба 23 января 2024 года
Нюрбинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кронниковой О.С. единолично,
при секретаре Харламовой И.М.,
с участием представителя ответчика по доверенности Алексеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловой А. В. к Администрации муниципального образования «Город Нюрба» и Государственному казенному учреждению «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании права на предоставление другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,
установил:
Павлова А.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчикам. В обоснование указывает, что по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ АМО г.Нюрба ей передало в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес> в котором она проживает по настоящее время. Жилой дом по адресу <адрес> включен в республиканскую адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» и подлежит расселению до конца 2024 года. При обращении в АМО г.Нюрба ей стало известно, что ее квартира не была включена в список расселения, а письмом АМО г.Нюрба ей было отказано в предоставлении иного помещения взамен аварийного, в связи с тем, что жилое помещение было признано аварийным в 2015 году, то есть до передачи ей по договору социального найма. Просит суд признать за ней право на предоставление другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, поскольку другого жилья у нее не имеется.
В судебное заседание не явились истец Павлова А.В. и представитель ответчика от ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)», о дате и времени рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Истец Павлова А.В. исковые требования поддержала, от представителя ответчика поступил письменный отзыв, в котором он с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд с учетом мнения участвующего лица и требований ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Представитель ответчика по доверенности Алексеева Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ранее представленный суду письменный отзыв поддержала. По существу дела пояснила, что действительно Павловой А.В. в 2018 г. уже после признания дома аварийным было предоставлено жилое помещение по договору социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент Павлова А.В. продолжает проживать в жилом помещении, договор социального найма с ней не расторгался. Вопрос о предоставлении или отказе в предоставлении жилого помещения при расселении по республиканской программе не решается органами местного самоуправления, окончательное решение принимает ГКУ Дирекция жилищного строительства РС(Я), перед которым администрация муниципального образования защищает только общую площадь жилых помещений, подлежащих расселению. Между тем ГКУ исключило жилое помещение Павловой А.В. из программы расселения, указывая на получение жилого помещения после признания его аварийным, вносить изменения или оспаривать решение ГКУ администрация города не уполномочена.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии со ст.ст. 52, 53, 55 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
По общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В силу статьи 86, 89 Жилищного кодекса РФ именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что на основании Распоряжения главы АМО г.Нюрба № от ДД.ММ.ГГГГ Павловой А.В. по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ АМО г.Нюрба было передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес> в котором она проживает по настоящее время.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2019 г. №50 жилой дом по адресу <адрес> включен в республиканскую адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» и подлежит расселению до конца 2024 года.
При обращении в декабре 2023 года в администрацию города Павловой А.В. стало известно о том, что ее квартира исключена из списка расселения по жилому дому по требованию ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» в связи с тем, что жилой дом был признан аварийным до предоставления Павловой А.В. по договору социального найма.
В своем отзыве представитель ответчика от ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС(Я)», в том числе указывает, что предоставление гражданам по договорам социального найма жилых помещений, не отвечающих требованиям безопасности, со стороны Администрации города неправомерно.
Между тем, тот факт, что Администрацией г.Нюрба ДД.ММ.ГГГГ истцу Павловой А.В. было предоставлено жилое помещение, уже признанное в 2015 году в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не может явиться единственным и достаточным основанием для отказа истцу в иске, наоборот, свидетельствует о нарушении жилищных прав истца, поскольку жилое помещение ей было предоставлено как лицу, нуждающемуся в предоставлении жилья, то есть социально незащищенной категории населения. При этом, несмотря на то, что дом был введен в программу переселения еще в 2019 году, истец Павлова А.В. узнала о нарушении своего права лишь в декабре 2023 года, обратившись с заявлением в администрацию города. Так, сам текст республиканской адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» не содержит указания на квартиры или иные идентификационные данные жилых помещений, подлежащих расселению, а содержит в себе лишь указания на адрес дома и общую площадь жилых помещений, подлежащих расселению. Таким образом, Павлова А.В. до декабря 2023 года, когда администрацией города проводилась сверка данных, не могла знать об исключении ее квартиры из общей площади расселения по дому.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что квартира по договору социального найма была предоставлена Павловой А.В. в установленном законом порядке, что сторонами в судебном заседании не оспаривается. Распоряжение главы АМО г.Нюрба № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ не расторгнут, Павлова А.В. продолжает проживать в предоставленной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Учитывая, что предоставление жилья в данном случае производится в порядке ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, тот факт, что Павлова А.В. состоит в списках очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не свидетельствует в данном случае о наличии у нее права на внеочередное предоставление жилого помещения и не является основанием для снятия ее с учета до наступления условий, указанных в ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. ст. 49, 52, 57, 85, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" истец Павлова А.В. имеет право на предоставление иного жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома, в котором она проживает, аварийным и подлежащим сносу.
При установленных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 12 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019-2025 ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 27.03.2019 ░. №50.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░/░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.01.2024 ░.