Судья: Турбина Т.А. адм.дело№33а-10155/2022 УИД: 63RS0039-01-2022-002332-33
Дело № 2а-2364/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лешиной Т.Е. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя по доверенности Такаева А.С., действующего в интересах Кондаковой К.И., на решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 июня 2022 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Кондакова К.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении Администрацией г.о.Самара копии Задания на проектирование, а так же Проекта капитального ремонта дома <адрес> и обязать выдать копии документов.
В обращении адресованном Главе городского округа Самара Лапушкиной Е.В. от 04 февраля 2022 года Кондакова К.И. просила направить в ее адрес копию Задания на проектирование, а так же Проект капитального ремонта крыши дома по адресу: <адрес>, с указанием названия конкретной организации ответственной за дальнейшее выполнение капитального ремонта крыши дома по указанному адресу.
В ответ на указанное обращение Администрацией г.о.Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии от 23 августа 2021 года даны разъяснения по факту осуществления ремонтных работ кровельного покрытия крыши многоквартирного дома, относящихся к капитальному ремонту. Согласно положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, с соответствующими дополнениями, действующего с 1 июля 1989, разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию объектов должна предусматривать создание проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Указанный проект капитального ремонта дома <адрес> должен быть по мнению истца разработан, составлен и утвержден в настоящее время, учитывая тот факт, что выполнение самих работ должно быть произведено в период 2021-2023. Типовая форма задания на проектирование строительных и ремонтных работ утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 01.03.2018 № 125/пр. Бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении в установленный законодательством месячный срок копий истребуемых документов является незаконным и нарушающим при наличии неоднократных фактов протечки кровли права истца.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, с учетом уточнений просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в не предоставлении административными ответчиками истцу и его представителю копии задания на проектирование и проекта капитального ремонта дома <адрес>, обязать ответчиков выдать на руки Бородулину И.В. представителю по доверенности собственника помещений по указанному выше адресу Кондаковой К.И. копии задания на проектирование, проекта капитального ремонта указанного объекта.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 21 июня 2022 года исковые требования Кондаковой К.И. к Администрации г. о. Самара, Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о признании незаконным бездействия и обязании выдать копии документов оставлены без удовлетворения (л.д. 145-152).
В апелляционной жалобе представитель по доверенности Такаев А.С., действующий в интересах Кондаковой К.И., ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и направлении на новое рассмотрение (л.д. 156-159).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду отсутствия оснований предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что административный истец Кондакова К.И. является собственником недвижимого имущества в виде квартиры и нежилого помещения, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.23-29).
В обращении адресованном Главе городского округа Самара Лапушкиной Е.В. от 04 февраля 2022 года Кондакова К.И. просила направить в ее адрес копию Задания на проектирование, а так же Проект капитального ремонта крыши дома по адресу: <адрес>, с указанием названия конкретной организации ответственной за дальнейшее выполнение капитального ремонта крыши дома по указанному адресу (л.д.22). Указанное обращение поступило в Администрацию г. Самара 07.02.2022.
Администрацией г.о.Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии на указанное обращение дан ответ от 23 августа 2021 года, из которого следует, что капитальный ремонт крыши вышеуказанного дома определен на период 2021-2023гг, реконструкция крыши МКД возможна только после принятия большинством не менее <данные изъяты> голосов от общего числа собственников помещений решения о реконструкции (л.д.20-21).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии бездействий со стороны административных ответчиков, отсутствия доказательств обращения административного истца в НО «Фонд капитального ремонта», отсутствия требуемых документов в силу требований законодательства.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Фонд капитального ремонта образуется в том числе за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 16.5 ст. 12, ч. 1 ст. 178 ЖК РФ).
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Функции регионального оператора установлены частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области N 707 от 29.11.2013 г. утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в целях реализации Закона Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В качестве основания проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме статья 189 ЖК РФ предусматривает решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае непринятия такого решения - согласование капитального ремонта с органом местного самоуправления.
Как следует из материалов административного дела, предложение НО «ФКР» от 29.01.2021 № № о проведении капитального ремонта крыши в установленный частью 4 статьи 189 ЖК РФ трехмесячный срок собственниками не рассмотрено, в результате чего капитальный ремонт крыши в многоквартирном доме по адресу: <адрес> согласован постановлением Администрации г.о. Самара от 15.12.2021 № № по правилам части 6 статьи 189 ЖК РФ.
02.02.2022 НО «ФКР» объявлен электронный аукцион № №, который признан несостоявшимися 25.02.2022, в связи с тем, не поступлением заявок от потенциальных подрядных организаций.
В адрес собственников НО «ФКР» направлено новое предложение от 25.03.2022 № № для согласования.
Как следует из материалов административного дела, в адрес НО «ФКР» административный истец с заявлениями о предоставлении технической документации не обращался, просьба направить технические документы: задание на проектирование и проект капитального ремонта дома <адрес> изложено в обращении, направленном администрацию г.о. Самара.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Положениями статей 9, 12 данного Закона предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Из материалов административного дела также следует, что обращение, на которое ссылается административный истец в исковом заявлении поступило в Администрацию г.о. Самара 07.02.2022., что подтверждается входящим штампом.
08.02.2022 указанное обращение было направлено в департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара для рассмотрения, получено 10.02.2022.
Обращение было рассмотрено в установленный срок, и 09.03.2022 на него заявителю был дан ответ № № с указанием, что техническая документация является приложением к аукционной документации на проведение электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, с указанием адреса электронной площадки и официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок по номерам аукционов.
С учетом фактических обстоятельств дела, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что Администрацией г.о. Самара и НКО «Фонд капитального ремонта» не допущено бездействия в непредставлении запрашиваемой документации. Несогласие административного истца с содержанием ответа, вынесенного уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, само по себе не свидетельствует о бездействии либо незаконности действий административных ответчиков.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что отсутствуют правовые основания для понуждения административных ответчиков предоставить испрашиваемые документы.
Для проведения капитального ремонта требуется проектная документация ( ч.2 ст, 48 ГрК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Приказом Минстроя России от 25 ноября 2017 г. N 1582/пр утвержден СП 368.1325800.2017. Свод правил. "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (далее - СП 368.1325800.2017).
Согласно разделу 6 СП 368.1325800.2017 проектирование капитального ремонта жилых зданий следует осуществлять путем подготовки проектной документации с учетом СП 48.13330. Проектная документация должна включать смету, подготовленную на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.
Таким образом, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства вне зависимости от источников финансирования застройщик (технический заказчик) вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а должен руководствоваться содержанием выполняемых работ.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие указание о несогласии с решением суда, как нарушающего их права и интересы, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о не направлении НО ФКР предложений по вопросу ремонта, неполучении данных предложений собственниками, не предоставлении информации по неоднократным обращениям не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку не являлись предметом судебного разбирательства. В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе, поскольку именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по настоящему делу, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является правильным и основанным на законе, соответствует нормам материального права и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Ленинского района г.Самары от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондаковой К.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: