РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Бекмухановой П.Е.,
при секретаре Дорошковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-764/2024 по исковому заявлению прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Астраханской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что в ходе проверки соблюдения ответчиком законодательства в сфере жилищно-коммунальной хозяйства выявлено, что на территории муниципального образования выявлен объект электросетевого хозяйства – воздушные линии электропередачи ВЛ-10 кВ по адресу: <>, протяженностью 1,3км, подключенной от КТП-67, имущественная принадлежность которого не определена. Указанный объект на балансе филиала ПАО «РоссетиЮг» - «Астраханьэнерго», администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» не состоят, в муниципальной собственности администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» не значатся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с действующим законодательством не заявляет, фактически является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию, эксплуатации, влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. Просит администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства воздушные линии электропередачи ВЛ-10 кВ по адресу: <>, протяженностью 1,3км.
Старший помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Булатова Р.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик - администрация муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений против иска не представил.
Третье лицо – ПАО «Россетти Юг» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал, уважительных причин неявки не сообщил, возражений не представил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствиене явившихся лиц.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о следующем.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра № П/0086 от 15 марта 2023г., принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» выявлен электросетевого хозяйства – воздушные линии электропередачи ВЛ-10 кВ по адресу: <> протяженностью 1,3км, подключенной от КТП-67, имущественная принадлежность которого не определена.
Указанный объект на балансе филиала ПАО «Россетти Юг» - «Астраханьэнерго», администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» не состоит, в муниципальной собственности администрации муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» не значится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с действующим законодательством не заявляет, фактически является бесхозяйным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности.
Учитывая, что вышеуказанный объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, непринятие мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного приведет к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, повлечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.
Отсутствие собственника у указанного объекта электросетевого хозяйства, являющегося источником повышенной опасности, может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций.
Поскольку администрация муниципального образования «Сельское поселение Байбекский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, она обязана выполнить необходимые мероприятия в силу возложенных на нее законом полномочий для использования имущества при решении вопросов местного значения.
Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы органом местного самоуправления в данном направлении и являются недопустимыми. Отсутствие собственника у вышеуказанных бесхозяйных объектов не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание данного имущества и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Красноярского района Астраханской области законны, обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░-10 ░░ ░░ ░░░░░░: <>, ░░░░░░░░░░░░░░ 1,3░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2024░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░