Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-37/2023 от 13.02.2023

Дело № 12-37/2023

Судья Кончулизов И.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

17 февраля 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу индивидуального предпринимателя Надеждина А.А. на постановление судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2023 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Надеждина Артёма Алексеевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2023 года индивидуальный предприниматель Надеждин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности кафе <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 60 суток. Срок административного приостановления деятельности постановлено исчислять с момента фактического приостановления деятельности кафе <данные изъяты> - с 19 часов 30 минут 22 января 2023 года.

Не согласившись с постановлением судьи, Надеждин А.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Считает, что выводы суда противоречат материалам дела и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; протокол о временном запрете деятельности и протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами, поскольку они составлены в рамках санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний, а не по результатам контрольно-надзорных мероприятий, что по мнению заявителя противоречит требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Кириллова А.В., поддержавшего жалобу, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Надеждина А.А., извещенного надлежащем образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа в том числе на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

В силу частей 1-3 статьи 32 Федерального закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Исходя из положений частей 1, 3 статьи 34 Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 24 Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:

- пунктом 2.1 которых, предусмотрено, что предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания;

- согласно пункту 2.5 планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала;

- в соответствии с пунктом 2.7 при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо обеспечивать последовательность и поточность технологических процессов, обеспечивающих химическую, биологическую и физическую (в том числе исключение попадания посторонних предметов и частиц (металлические, деревянные предметы, пластик, стекло) в пищевую продукцию) безопасность;

- пунктом 2.9 установлено, что предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции;

- в соответствии с пунктом 2.13 зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам;

- согласно пункту 2.14 в помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции должна быть обеспечена противопыльными и бактерицидными фильтрами. Для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, мягкого мороженого, кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, цехах и (или) участках порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд должно использоваться бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

- пунктом 2.15 установлено, что предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции;

- исходя из положений пункта 2.16 внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений;

- в соответствии с пунктом 2.18 все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования;

- в силу пункта 2.19 для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений;

- пунктом 2.21 предусмотрено, что лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации;

- согласно пункту 2.22 медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо предприятия общественного питания, должен проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену. Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами и могут по решению работодателя быть переведены на другие виды работ;

- исходя из положений пункта 3.2 для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей. Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается;

- пунктом 3.3 установлено, что допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарем;

- в соответствии с пунктом 3.8 в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях;

- в силу пункта 3.13 складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г.Шумерля № 1-Э от 20 января 2023 года в связи с получением от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г.Шумерля информации от 20.01.2023 за о регистрации четырех случаев бактериальной кишечной инфекции неутонченной (А04.9) среди посетителей общественного питания кафе <данные изъяты> ИП Надеждин А.А., расположенного по адресу: <данные изъяты> проведено санитарно-эпидемиологическое расследование, по результатам которого обнаружено, что на 14 часов 47 минут 22 января 2023 года в ходе осмотра предприятия общественного питания <данные изъяты> допущены нарушения требований статей 11, 17, 32, 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 17, 22 Федерального закона от 2 января 2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пунктов 2.1, 2.5, 2.7, 2.9, 2.13, 2.14, 2.15, 2.16, 2.18, 2.19, 2.22, 2.21, 3.2, 3.3, 3.8, 3.13 СанПин 2.3/2.4.2590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Существо допущенных нарушений подробно указаны в протоколе об административном правонарушении, постановлении судьи районного суда, и заявителем не оспаривается.

Указанным индивидуальным предпринимателем Надеждиным А.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 6.6 КоАП РФ.

Факт совершения ИП Надеждиным А.А. вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью представленных доказательств, в том числе: распоряжением о проведении санитарно-эпидемиологического расследования № 1-Э от 20 января 2023 года, протоколом об административном правонарушении от 22 января 2023 года, протоколом о временном запрете деятельности № 1 от 22 января 2023 года, копией протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей № 1 от 22 января 2023 года, экстренными извещениями об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку, выпиской из Единого государственного рестра индивидуальных предпринимателей от 23 января 2023 года, видеозаписью нарушений на DVD-R, фотоматериалом и иными.

В соответствии с требованиями статьей 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Все доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении могло быть возбужденно только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; составленные в рамках санитарно-эпидемиологического расследования протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности от 22 января 2023 года являются недопустимыми доказательствами, подлежат отклонению.

Вопреки утверждению заявителя, в рассматриваемом случае положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» неприменимы (пункт 8 части 3 статьи 1 названного закона), в силу следующего.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно материалам дела в связи с получением от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г.Шумерля информации от 20.01.2023 за о регистрации четырех случаев бактериальной кишечной инфекции неутонченной (А04.9) среди посетителей общественного питания кафе <данные изъяты> ИП Надеждин А.А., расположенного по адресу: <адрес>, 20 января 2023 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г.Шумерля вынесено распоряжения -Э о проведении санитарно-эпидемиологического расследования, направленного на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных массовых заболеваний (отравлений), порядок проведения которого регламентирован статьей 42 Федерального закона № 52-ФЗ и Методическими указаниями 3.1.3114/1-13. 3.1 «Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней. Методические указания», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 октября 2013 года.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 42 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологические расследования и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться, в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

В данном конкретном случае основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обнаружение признаков административного правонарушения при санитарно – эпидемиологическом расследовании, проведенном установленном в статьи 42 Федерального закона № 52-ФЗ порядке для установления причин и выявления условий возникновения и распространения инфекционных и массовых заболеваний (отравлений) в связи регистраций случаев бактериальной кишечной инфекции неуточненной среди посетителей объекта общественного питания <данные изъяты> ИП Надеждин А.А.

На такое расследование положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не распространяются, следовательно, осуществление должностными лицами Роспотребнадзора предписанных указанных в данном законе действий (принятие решения о проверке, размещение его в ЕРКНМ и тому подобное), не требовалось.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения ИП Надеждина А.А. к административной ответственности соблюден.

При назначении наказания правомерно сделан вывод о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности на 30 суток, которое назначено судьей в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым, менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Срок административного приостановления деятельности назначен в размере, предусмотренном санкцией статьи 6.6 названного Кодекса, оснований для его изменения не имеется.

При производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судьей районного суда не допущено.

Таким образом, основания для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта не установлены.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 января 2023 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Надеждина Артёма Алексеевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Надеждина А.А. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

12-37/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ИП Надеждин Артем Алексеевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

ст.6.6 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
13.02.2023Материалы переданы в производство судье
17.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее