Дело № 2-341/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Тадыкина Геннадия Николаевича, Тельденовой Алевтины Анатольевны, Тойдоновой Джамили Игнатьевны к автономному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район» о выплате премии,
УСТАНОВИЛ:
Тадыкин Г.Н., Тельденова А.А., Тойдонова Д.И. обратились в суд с иском к АУ «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район» о выплате премии.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением и.о. главы администрации МО «Улаганский район» от 20.06.2022 года № 91 принято решение о выплате специалистам Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район» Тадыкину Г.Н., Тельденовой А.А., Тойдоновой Д.И. премии по итогам 1 и 2 кварталов 2022 года в размере месячного оклада. Выплата премии поручена АУ «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район». Данное распоряжение проигнорировано бухгалтерией автономного учреждения, премии не выплачены. Ежеквартальные премии выплачивались с 2019 года и проблем для выплаты не было, так как в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 28.12.2006 года № 313 и соглашением между Министерством образования и науки Республики Алтай и администрацией МО «Улаганский район» органу местного самоуправления ежегодно предоставляется субвенция для осуществления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В 2022 году из республиканского бюджета представлена субвенция в размере 2419700 руб. Норматив расходов на оплату труда составляет 1750900 руб., начисления на оплату труда – 528800 руб., текущие расходы - 130000 руб., командировочные расходы – 10 000 руб. Согласно ст.191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Основным локальным актом в администрации МО «Улаганский район» является Положение о премировании и оказании материальной помощи работников администрации МО «Улаганский район». В пункте 5 положения предусмотрено, что за достигнутые успехи в работе может производиться оказание дополнительного премирования работников. Согласно п.6 положения по итогам за квартал, за год, по решению главы администрации может быть произведено дополнительное премирование за счет экономии фонда оплаты труда. Истцы подверглись дискриминации в связи с невыплатой премии, что нарушает их права. Доказательства правомерной невыплаты премий, наличия оснований, связанных с деловыми качествами, исключающими начисление премии, не представлены. С учетом принципов разумности и справедливости истцы просят взыскать премии по итогам 1 и 2 кварталов 2022 года в следующих размерах: Тадыкин Г.Н. 64429,2 руб., Тельденова А.А. и Тойдонова Д.И. 61130,08 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены администрация МО «Улаганский район» и Министерство образования и науки Республики Алтай.
Истец Тельденова А.А. просила о рассмотрении дела без её участия, ранее в судебном заседании требования поддержала.
Истцы Тадыкин Г.Н., Тойдонова Д.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям и доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика АУ «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район» Ефремов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители третьих лиц администрации МО «Улаганский район» и Министерства образования и науки Республики Алтай о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, причины неявки неизвестны.
Из письменного отзыва Министерства образования и науки Республики Алтай следует, что объем субвенции, предоставляемой МО «Улаганский район» в 2022 году рассчитан в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Алтай и составил 2480,0 тыс. руб., в том числе в августе доведены дополнительные средства на увеличение МРОТ с 01.06.2022 года до 15279 руб. в размере 60,3 тыс. руб. Субвенция в 2022 году доведена своевременно и в полном объеме. По данным отчетов МО «Улаганский район» фонд оплаты труда составил 2407,95 тыс. руб. Приказ о премировании издается только при наличии экономии фонда оплаты труда. Администрация муниципального района вправе самостоятельно выделять дополнительные средства из местного бюджета.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона Республики Алтай от 12.01.2006 года № 5-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по образованию и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Алтай наделены государственными полномочиями Республики Алтай по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны осуществлять финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных комиссий в пределах средств, выделенных для осуществления государственных полномочий.
Согласно ст.11 Устава МО «Улаганский район» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых районному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. В случае недостаточности выделенных району материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, Совет депутатов вправе по представлению главы Администрации района принять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для их осуществления, предусмотрев соответствующее финансирование в районном бюджете.
В силу ст.5 Закона Республики Алтай от 12.01.2006 года № 5-РЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления статьей 1 настоящего закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на соответствующий финансовый год в виде субвенций. Объем субвенций определяется в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год.
В соответствии с п.1.3 Положения об оплате труда муниципальных служащих МО «Улаганский район», утв. решением Совета депутатов МО «Улаганский район» от 29.03.2021 года № 15-7 (далее - Положение), оплата труда муниципальных служащих, исполняющих обязанности по реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется в пределах субвенций республиканского бюджета, передаваемых местному бюджету на эти цели. В случае если законом Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлены конкретные размеры оплаты труда лиц, исполняющих отдельные государственные полномочия, то применяются нормы данного Положения.
Согласно п.2.2 Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы и месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с пп.4 п.2.3, 3.8 Положения одной из ежемесячных дополнительных выплат является премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 25 процентов от должностного оклада, которая выплачивается в целях усиления материальной заинтересованности муниципальных служащих в качественном обеспечении задач и функции органов местного самоуправления, отраслевого (функционального) органа администрации МО «Улаганский район», наделенного правами юридического лица.
При формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и иных выплат, предусматриваются средства для выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 3-х должностных окладов в год (4.2 Положения).
В соответствии с раздела 3 приложения № 5 к положению премирование производится за счет и в пределах средств фонда оплаты труда, выделяемых на эти цели из бюджета администрации МО «Улаганский район».
В силу п.4.1 вышеуказанного Положения финансирование расходов на содержание и иные выплаты муниципальному служащему осуществляется за счет средств местного бюджета либо за счет субвенций республиканского бюджета, передаваемых местному бюджету на эти цели в рамках реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, привлечение других источников для финансирования этих расходов не допускается.
В соответствии с п.6 Положения о премировании и оказании материальной помощи работникам администрации МО «Улаганский район», утв. постановлением главы администрации Саниным Н.А. от 07.10.2015 г. № 543, следует, что по итогам за квартал, за год по решению главы администрации может быть произведено дополнительное премирование за счет экономии фонда оплаты труда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 05.08.2019 года и дополнительного соглашения от 01.01.2021 года Тадыкин Г.Н. принят на должность главного специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район», в настоящее время трудовые отношения прекращены. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада 2740 руб., ежемесячного денежного поощрения 150 %, ежемесячной надбавки за особые условия 150%, надбавки за классный чин 1894 руб., надбавки за выслугу лет 0,30 %, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 25%, районного коэффициента 70%, северной надбавки 50%.
Из трудового договора от 01.11.2010 года и дополнительного соглашения к трудовому договору от 03.10.2018 года установлено, что Тельденова А.А. принята на должность ведущего специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район». Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада 2488 руб., ежемесячного вознаграждения 150 %, ежемесячной надбавки за особые условия 180%, надбавки за выслугу лет 30 %, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 25%, районного коэффициента 70%, северной надбавки 50%.
Из трудового договора от 08.10.2012 года и дополнительного соглашения к трудовому договору от 29.01.2018 года усматривается, что Тойдонова Д.И. принята на должность ведущего специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район». Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада 2316 руб., ежемесячной надбавки за особые условия 115%, надбавки за выслугу лет 15 %, за вредные условия 8%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 25%, районного коэффициента 70%, северной надбавки 50%.
Судом установлено, что истцы являются муниципальными служащими, состоящими в трудовых отношениях с администрацией МО «Улаганский район», на основании соглашения от 01.02.2019 года и дополнительного соглашения от 02.03.2020 года услуги по бухгалтерскому обслуживанию, в том числе по ведению бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, учету заработной платы, переданы администрацией МО «Улаганский район» исполнителю АУ «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район», что не оспаривалось сторонами. Представленные суду трудовые договоры и дополнительные соглашения свидетельствуют о том, что истцам с момента подписания данных документов было известно о размере денежного содержания.
Из штатного расписания муниципальных служащих Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район» на 01.01.2022 года установлено, что для главного специалиста (1 ед.) предусмотрено ежемесячное денежное содержание в размере 32214,60 руб. (в том числе премия 25% 685 руб.), единовременная выплата 12056 руб., материальная помощь 5480 руб., итого годовой фонд оплаты труда 404111,20 руб.; для ведущего специалиста (2 ед.) предусмотрено ежемесячное денежное содержание в размере 30565,04 руб. (в том числе премия 25% 622 руб.), единовременная выплата 10947,20 руб., материальная помощь 4976 руб., итого годовой фонд оплаты труда 382703,68 руб. Расходы на заработную плату (211 ст.) – 1169518,86 руб., начисления на выплаты по оплате труда (213 ст.) – 353194,60 руб., итого годовой фонд оплаты труда 1522713, 46 руб.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что соглашение между Министерством образования и науки Республики Алтай и администрацией МО «Улаганский район» о предоставлении субвенции из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий Республики Алтай в сфере образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав заключено 14.01.2021 года. В 2022 году соглашение не заключалось, поскольку полномочия переданы на основании закона Республики Алтай.
Министерством образования и науки Республики Алтай соглашение о предоставлении субвенции на 2022 год суду также не представлено.
Истцы указывают, что в 2022 году из республиканского бюджета представлена субвенция в размере 2419700 руб.: расходы на оплату труда 1750900 руб., начисления на оплату труда 528800 руб., текущие расходы 130000 руб., командировочные расходы 10 000 руб. Данные доводы ответчиком и третьим лицам не оспорены.
Из справки Управления по экономике и бюджетному планированию МО «Улаганский район» от 20.02.2023 года усматривается, что размер субвенции на осуществление государственных полномочий в сфере организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав из республиканского бюджета в бюджет МО «Улаганский район» в 2022 году составил 2 480 000 руб.
Из отзыва Министерства образования и науки Республики Алтай следует, что объем субвенции, предоставляемой МО «Улаганский район» в 2022 году составил 2480,0 тыс. руб., в том числе в августе доведены дополнительные средства на увеличение МРОТ с 01.06.2022 года до 15279 руб. в размере 60,3 тыс. руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в 2022 году из бюджета Республики Алтай представлена субвенция в размере 2480000 руб.: расходы на оплату труда 1811200 руб., начисления на оплату труда 528800 руб., текущие расходы 130000 руб., командировочные расходы 10 000 руб.
Распоряжением и.о. главы администрации МО «Улаганский район» от 20.06.2022 года № 91 принято решение о выплате главному специалисту Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район» Тадыкину Г.Н., ведущим специалистам Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район» Тельденовой А.А. и Тойдоновой Д.И. премии по итогам 1 и 2 кварталов 2022 года в размере месячного оклада. Бухгалтерии администрации МО «Улаганский район» (ФИО9) поручено выплатить премию по данному распоряжению.
Распоряжением главы администрации МО «Улаганский район» от 21.02.2023 года № 64 распоряжение от 20.06.2022 года № 91 о премировании отменено.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что условиями трудовых договоров, заключенных с истцами, не предусмотрена обязательная выплата премии по итогам квартала. На день вынесения настоящего решения распоряжение от 20.06.2022 года № 91 о премировании утратило силу.
Кроме того, из шахматной ведомости за 2022 год усматривается, что истцу Тадыкину Г.Н. начислена заработная плата за год в размере 455443,72 руб. (в том числе ежемесячные премии 5512, 62 руб., премия разовая 5488 руб.), фактически выплачено 403778.72 руб.; истцу Тельденовой А.А. начислена заработная плата за год в размере 473573,35 руб. (в том числе ежемесячные премии 6361,36 руб., премия разовая 27671,59 руб.), фактически выплачено 418568, 35 руб.; истцу Тойдоновой Д.И. начислена заработная плата за год в размере 465883,73 руб. (в том числе ежемесячные премии 6625,65 руб., премия разовая 27671,59 руб.), удержано 265439, 78 руб., фактически выплачено 140396,95 руб.
Итого по заработной плате пяти работников Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Улаганский район» начислена заработная плата 1922775,53 руб., размер отчислений в ПФ, ФСС составил 573363,78 руб.
Платежными поручениями, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что на текущие расходы затрачено 70024 руб. (33124 руб. расходы на бензин, 9595 руб. ремонт техники, 4224 руб. оплата услуг по предрейсовому осмотру, 23081 руб. расходы на приобретении канцелярских принадлежностей), на командировочные расходы - 2024 руб.
Доводы представителя ответчика о том, что в 2022 году на содержание комиссии выделена субвенция в размере 2 480 000 руб., а фактически затрачено 2568187,2 руб. (заработная плата 1922775,53 руб., отчисления 573363,78 руб., командировочные расходы 2024 руб., текущие расходы 70024 руб.), судом проверены и нашли свое подтверждение.
Из показаний свидетеля Тырлуновой Л.И., работающей бухгалтером по заработной плате, следует, что в штатном расписании предусмотрена ежемесячная выплата премии в размере 25 %, эти премии истцам выплачены в полном объеме. Другие виды премий могут быть выплачены только при наличии экономии фонда оплаты труда. Денежные средства на выплату премий за 1 и 2 квартал 2022 года в штатном расписании не предусмотрены, не заложены при расчете фонда оплаты труда. Распоряжение о премировании не исполнено в связи с отсутствием денежных средств. Выплата заработной платы работникам комиссии производится только за счет субвенции из бюджета Республики Алтай, использование средств бюджета МО «Улаганский район» на эти цели не предусмотрено. В 2022 году выплачено больше, чем заложено. В 2019-2021 годах эти премии выплачивались в связи с наличием денежных средств.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности, поскольку показания непротиворечивы, последовательны, согласуются с иными письменными доказательствами по делу.
Принимая во внимание письменные доказательства и показания свидетеля, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика об отсутствии экономии фонда оплаты труда на выплату премий, поскольку в 2022 году начислена заработная плата 1922775,53 руб. (выделено 1811200 руб.), размер отчислений в фонды составил 573363,78 руб. (выделено 528800 руб.).
Представление о дополнительном использовании собственных финансовых средств главой администрации МО «Улаганский район» не вносилось, Советом депутатов МО «Улаганский район» вопрос о дополнительном использовании собственных финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий не рассматривался.
Учитывая положения ст. ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса РФ, нормы Положения об оплате труда муниципальных служащих МО «Улаганский район», условия трудовых договоров истцов, суд приходит к выводу, что премирование является правом работодателя и производится по его усмотрению, выплата премии и определение ее размера для каждого из работников является исключительной прерогативой работодателя. Квартальная премия не является гарантированной составляющей частью денежного содержания истцов, выплата премии носит стимулирующий характер, безусловная выплата которой не предусмотрена ни условиями трудовых договоров, ни локальными нормативными актами работодателя, а систематическая выплата ежемесячной премии ранее в 2019-2021 гг. не является безусловным основанием для ее выплаты в данном случае и не свидетельствует о дискриминации истцов.
Поскольку дополнительное премирование по итогам квартала может быть произведено только за счет экономии фонда оплаты труда, а экономия фонда оплаты труда в 2022 году отсутствовала, то суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Тадыкина Геннадия Николаевича (паспорт №), Тельденовой Алевтины Анатольевны (паспорт №), Тойдоновой Джамили Игнатьевны (паспорт №) к автономному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования «Улаганский район» (ИНН 0400009456) о выплате премии, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме принято 03 апреля 2023 года.
Председательствующий Е.В. Айманова