Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1132/2024 ~ М-971/2024 от 23.04.2024

                                                                        Дело №2-1132/2024

УИД 73RS0013-01-2024-002061-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2024 года                                                                                              г. Димитровград

    Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., с участием прокурора Фарафонтова М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, изменении формулировки основания увольнения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, изменении формулировки основания увольнения в обоснование требований указав, что прокуратурой города Димитровграда проведена проверка соблюдения Администрацией города Димитровграда законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее. Цивилев Д. Ю., (ДАТА) года рождения, с (ДАТА) занимал должность <данные изъяты>». Решением Городской Думы города Димитровграда от (ДАТА) №* на <данные изъяты> Цивилева Д.Ю. было возложено временное исполнение полномочий <данные изъяты>. Распоряжением Главы города Димитровграда Сандрюкова С.А. от (ДАТА) №*-р/лс на основании личного заявления Цивилев Д.Ю. уволен (ДАТА) с должности <данные изъяты> по собственному желанию. Полагаюст, что увольнение Сандрюкова С.А. с указанной должности <данные изъяты> на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть по собственному желанию, не является основанным на законе. Так в соответствии со ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также – Закон № 273-ФЗ), ст.ст. 11, 14.1 Федеральным законом от (ДАТА) № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также – Закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Цивилев Д.Ю. занимал <данные изъяты> с (ДАТА) по (ДАТА). В силу своих должностных обязанностей Цивилев Д.Ю. имел возможность оказывать влияние на председателя Комитета по управлению имуществом города Димитровграда Назарову Р.Ю., а также опосредованно на директора МУП «Гостиница Черемшан» Мухортова П.А. (ДАТА) между МУП «Гостиница Черемшан» и Цивилевым Д.Ю. был заключен договор №*, по условиям которого исполнитель обязался оказать Заказчику гостиничные услуги длительного проживания (с (ДАТА) по (ДАТА)) в гостинице по адресу: <адрес>. Сумма договора составила 104 000 руб. В силу условий договора, заказчик был обязан ежемесячно оплачивать услуги проживания в соответствии с тарифом, установленным постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №*, а именно по 12 000 руб. за номер без завтрака. В соответствии с постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №* «О внесении изменения в постановление Администрации города от (ДАТА) №*», плата в размере 12 000 руб. в месяц предусматривается за проживание по договору на оказание услуг в номере 3 категории без завтрака. Оплата по договору должна была производиться ежемесячно. Вместе с тем, по достигнутой между Мухортовым П.А. и Цивилевым Д.Ю. договоренности последний фактически проживал в номере 535, который относится к номерам 1 категории и является более комфортабельным в сравнении с номерами 3 категории. При этом в соответствии с тарифом, установленным постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №*, стоимость проживания в номере 1 категории на условиях договора оказания гостиничных услуг длительного проживания составляет 18 600 руб. в месяц (без завтрака). В этой связи стоимость оказанных Цивилеву Д.Ю. гостиничных услуг в период с (ДАТА) по (ДАТА) составила 161 200 руб. Согласно представленным в рамках прокурорской проверки документам в декабре 2023 года предприятием Цивилеву Д.Ю. был выставлен счет на оплату оказанных услуг на сумму 68 400 руб., что не соответствует            ни стоимости услуг, предусмотренной договором от (ДАТА) №* (104 000 руб.), ни фактической стоимости оказанных услуг (161 200 руб.). Оплата услуг на сумму 68 400 руб. произведена Цивилевым Д.Ю. лишь (ДАТА), то есть после начала прокурорской проверки. Таким образом, результаты проведенной проверки показали, что <данные изъяты>, исполняющим <данные изъяты> Цивилевым Д.Ю. допущено использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства. Изложенное послужило основанием для внесения (ДАТА) прокуратурой города Димитровграда представления Главе города Димитровграда Сандрюкову С.А. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования сообщено, что вопрос о наличии в действиях <данные изъяты> Цивилева Д.Ю. конфликта интересов был рассмотрен (ДАТА) на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Администрации <адрес>, по итогам заседания Комиссия пришла к выводу о том, что Цивилевым Д.Ю. не были соблюдены требования ст. 10 Закона № 273-ФЗ, ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ                     об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, рекомендовано привлечь Цивилева Д.Ю. к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты>. Полагают, что вывод Комиссии о необходимости применения к Цивилеву Д.Ю. меры дисциплинарной ответственности в виде выговора без увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия, противоречит положениям действующего законодательства.

Просит признать незаконным распоряжение Администрации города Димитровграда Ульяновской области от (ДАТА) №*-р/ко «О применении дисциплинарного взыскания к Цивилеву Д.Ю.». Возложить на Администрацию города Димитровграда Ульяновской области обязанность изменить формулировку распоряжения (ДАТА) №*-р/лс «Об увольнении Цивилева Д.Ю.» с «по инициативе работника (собственное желание), пункт 3) части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации» на увольнение «в связи с утратой доверия на основании части 6 статьи 11 Федерального закона от (ДАТА) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Определением суда к участию по делу в качестве третьих лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Гостиница Черемшан», Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области, комитет по управлению имуществом города Димитровграда.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Димитровграда Фарафонтов М.П. исковые требования поддержал по доводам, в нем изложенным. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Димитровграда Мартель А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, указав, что изначально Цивилев при назначении на должность уведомлял Комиссию относительно возможного возникновения конфликта интересов в связи с намерением проживать в гостинице. При рассмотрении данного вопроса в 2023 года не был установлен факт конфликта интересов. После поступления в администрацию представления с изложением доводов, указанных прокурором, вновь была проведена Комиссия, по результатам которой было установлено, что конфликт интересов имеется и было рекомендовано применить взыскание в виде выговора. Оснований для прекращения отношений в связи с утратой доверия не имелось. Более того, полагает, что прокуратура подменяет собой иные органы, в сфере трудовых отношений, уполномоченные заявить такие требования – Госинспекцию труда. Кроме того, в данном случае прокурором ставится вопрос об изменении оснований увольнения, что является неверным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель Городской Думы г. Димитровграда Валиуллин А.Т., действующий на основании доверенности, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае имеется конфликт интересов в связи с чем полномочия Цивилева должны были быть прекращены в связи с утратой доверия, а не по собственному желанию.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, руководствуясь ст.ст.119, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Цивилев Д. Ю., (ДАТА) года рождения, с (ДАТА) занимал должность <данные изъяты>» на основании распоряжения администрации г.Димитровграда от (ДАТА) №*-р/лс (л.д.147).

Распоряжением Главы города Димитровграда Сандрюкова С.А. от (ДАТА) №*-р/лс на основании личного заявления Цивилев Д.Ю. уволен (ДАТА) с должности <данные изъяты>» по собственному желанию (л.д.148).

Судом также установлено, что (ДАТА) между МУП «Гостиница Черемшан» и Цивилевым Д.Ю. был заключен договор №*, по условиям которого Исполнитель обязался оказать Заказчику гостиничные услуги длительного проживания (с (ДАТА) по (ДАТА)) в гостинице по адресу: <адрес>. Сумма договора составила 104 000 руб. (л.д.96-97)

В силу условий договора, Заказчик был обязан ежемесячно оплачивать услуги проживания в соответствии с тарифом, установленным постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №*, а именно по 12 000 руб. за номер без завтрака.

В соответствии с постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №* «О внесении изменения в постановление Администрации города от (ДАТА) №*», плата в размере 12 000 руб. в месяц предусматривается за проживание по договору на оказание услуг в номере 3 категории без завтрака (л.д.98-99).

Таким образом, Цивилев Д.Ю. был обязан произвести оплату за период с (ДАТА) по (ДАТА) вне зависимости от фактического проживания в гостинице в сумме 104 000 руб., которая рассчитана из условия проживания Заказчика в гостиничном номере 3 категории без завтрака. Оплата по договору должна была производиться ежемесячно.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что по достигнутой между Мухортовым П.А. и Цивилевым Д.Ю. договоренности последний фактически проживал в номере №*, который относится к номерам 1 категории и является более комфортабельным в сравнении с номерами 3 категории. При этом в соответствии с тарифом, установленным постановлением Администрации города Димитровграда от (ДАТА) №*, стоимость проживания в номере 1 категории на условиях договора оказания гостиничных услуг длительного проживания составляет 18 600 руб. в месяц (без завтрака). В этой связи стоимость оказанных Цивилеву Д.Ю. гостиничных услуг в период с (ДАТА) по (ДАТА) составила 161 200 руб.

При этом согласно представленным в рамках прокурорской проверки документам в декабре 2023 года предприятием Цивилеву Д.Ю. был выставлен счет на оплату оказанных услуг на сумму 68 400 руб., что не соответствует ни стоимости услуг, предусмотренной договором от (ДАТА) №* (104 000 руб.), ни фактической стоимости оказанных услуг (161 200 руб.).

Оплата по договору произведена лишь (ДАТА).

Таким образом, результаты проведенной проверки показали, что <данные изъяты>, <данные изъяты> Цивилевым Д.Ю. допущено использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства.

В связи с установленными обстоятельствами (ДАТА) в Городскую Думу города Димитровграда внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого решением от (ДАТА) №* <данные изъяты> Цивилев Д.Ю. удален в отставку в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, (ДАТА) Главе города Димитровграда Сандрюкову С.А. прокуратурой города Димитровграда внесено представление (л.д.174-176).

В соответствии с письмом от (ДАТА) №* по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования сообщено, что вопрос о наличии в действиях <данные изъяты> Цивилева Д.Ю. конфликта интересов был рассмотрен (ДАТА) на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Администрации города Димитровграда (далее также – Комиссия) в связи с поступившим (ДАТА) из Городской Думы города Димитровграда письмом от (ДАТА) №*, а также представлением прокуратуры города от (ДАТА). По итогам заседания Комиссия пришла к выводу о том, что <данные изъяты> Цивилевым Д.Ю. не были соблюдены требования ст. 10 Закона № 273-ФЗ, ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе. Исполняющему <данные изъяты> Малюгину А.А. было рекомендовано привлечь Цивилева Д.Ю. к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты> (л.д.11-12).

Распоряжением администрации <адрес> от (ДАТА) №* Цивилев Д.Ю. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты> (л.д.26-29).

Полагая указанные действия не основанные на законе, прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Федеральный закон "О противодействии коррупции") устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").

В статье 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" закреплены основные принципы противодействия коррупции.

Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным данным федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно положениям части 9 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" невыполнение лицом, указанным в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой же статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Сведения об увольнении (о прекращении полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр (часть 1 статьи 15 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Должность <данные изъяты> в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы Ульяновской области.

Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках реализации основных принципов противодействия коррупции и борьбы с ней в Российской Федерации законодательно установлены меры по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению ее причин. Федеральным законом "О противодействии коррупции", действующим в совокупности с положениями других нормативных правовых актов антикоррупционного законодательства, определено, что за совершение гражданами Российской Федерации коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Обязанность отдельных категорий лиц, выполняющих публичные функции, представлять представителю нанимателя сведения имущественного характера установлена в целях осуществления государственного контроля за имущественным положением лиц, наделенных публично-правовым статусом. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим прекращение служебных отношений с названной категорией лиц и их увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1). На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу пункта 7.1 части 1 и части 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части 1 настоящей статьи включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Порядок урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе предусмотрен статьей 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, из которой следует, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 2.1). Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (часть 2.3).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям (пункт 3 части 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3).

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).

В силу статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2). Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, из которой следует, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1). Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4). Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 6).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Из приведенных выше взаимосвязанных положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ следует, что федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, который предусматривает обязанность муниципального служащего принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе путем отвода или самоотвода указанного лица. При этом, под конфликтом интересов действующее правовое регулирование предусматривает ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Следовательно, применение к муниципальному служащему, не исполнившему свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия имеет целью предупреждение совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений и является обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Возможность применения к муниципальному служащему иных видов дисциплинарного взыскания, в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, действующим правовым регулированием не предусмотрена.

Из приведенного правового регулирования следует, что специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с муниципальной службой.

Из материалов дела и установленных судом в ходе судебного разбирательства спора обстоятельств следует, что Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Администрации города Димитровграда в связи с поступившим (ДАТА) из Городской Думы города Димитровграда письмом от (ДАТА) №*, а также представлением прокуратуры города от (ДАТА) рассмотрен вопрос о наличии в действиях Цивилева конфликта интересов. По итогам заседания Комиссия пришла к выводу о том, что <данные изъяты> Цивилевым Д.Ю. не были соблюдены требования ст. 10 Закона № 273-ФЗ, ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе.

Вместе с тем, Комиссией было рекомендовано привлечь Цивилева Д.Ю. к дисциплинарной ответственности в виде выговора (л.д.161-173).

Распоряжением администрации г. Димитровграда от (ДАТА) №*-р/ко Цивилев Д.Ю. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты>.

По мнению суда, бездействие представителя нанимателя, осуществляющего свои полномочия в рамках единой государственной политики в области противодействия коррупции, при установлении факта совершения коррупционных правонарушений муниципальным служащим является недопустимым и, как следствие, у представителя нанимателя отсутствует возможность применения к муниципальному служащему при совершении им коррупционного правонарушения иной меры ответственности, кроме увольнения со службы в связи с утратой доверия.

Прокурор г. Димитровграда, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в ходе рассмотрения спора указывал о том, что представитель нанимателя был осведомлен о выявленных проверкой нарушениях коррупционной направленности и об итогах рассмотрения вопроса по применению дисциплинарного взыскания к Цивилеву, однако (ДАТА) издал распоряжение о применении к Цивилеву дисциплинарного взыскания в виде выговора, а затем распоряжение о прекращении трудового договора по инициативе работника, что позволило Цивилеву Д.Ю. избежать ответственности, установленной законодательством о противодействии коррупции.

Будучи осведомленным о коррупционных правонарушениях Цивилева, представитель нанимателя обязан был совершить действия, направленные на привлечение Цивилева Д.Ю. к ответственности согласно требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Довод ответчика о том, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя, следовательно, удовлетворение исковых требований прокурора повлечет изменение основания увольнения муниципального служащего, избранного представителем нанимателя, что недопустимо, не может быть признан состоятельным.

Порядок прекращения служебных отношений с муниципальным служащим, в отношении которого инициирована проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства и этой проверкой был установлен факт совершения им коррупционного правонарушения, полностью регламентирован нормами приведенного выше специального законодательства, закрепляющими исходя из необходимости соблюдения принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений обязанность представителя нанимателя в случаях выявления факта неисполнения служащим обязательств, установленных в целях противодействия коррупции, квалифицировать данные действия в качестве правонарушения коррупционной направленности и в рамках имеющихся полномочий привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Однако администрацией г. Димитровграда не реализованы полномочия по прекращению служебных отношений с Цивилевым в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федерального закона "О муниципальной службе Российской Федерации", что, по сути, позволило Цивилеву Д.Ю. избежать юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Надлежит признать незаконным и отменить распоряжение администрации г. Димитровграда от (ДАТА) №*ко «О применении дисциплинарного взыскания к Цивилеву Д.Ю.», а также изменить формулировку основания увольнения Цивилева Д. Ю. с «пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника)» на увольнение в связи с утратой доверия по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение администрации г. Димитровграда от (ДАТА) №* «О применении дисциплинарного взыскания к Цивилеву Д.Ю.».

Изменить формулировку основания увольнения Цивилева Д. Ю. с «пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника)» на увольнение в связи с утратой доверия по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ;

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционных жалоб, апелляционного представления через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 26 июня 2024 года.

Судья                                                                                               Андреева Н.А.

2-1132/2024 ~ М-971/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фарафонтов М.П.
прокурор г. Димитровграда
Ответчики
Администрация г. Димитровграда Ульяновской области
Другие
Городская Дума г. Димитровграда
МУП "Гостиница Черемшан"
Цивилев Д.Ю.
комитет по управлению имуществом г.Димитровграда
Мартель А.А.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Андреева Н. А.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее