№ 2-197/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 октября 2023 года с. Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Куулар Е.А.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Опул-оол С.А.,
представителя ответчика по доверенности Администрации <адрес> Маспын-оол А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации <адрес> и Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» об обязании внести изменения в концессионное соглашение,
установил:
<адрес> обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации <адрес> и ООО «Водопроводно-канализационные сети» об обязании внести изменения в концессионное соглашение, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях, по результатам которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> Республики Тыва и ООО «Водопроводно-канализационные сети» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества объектов коммунального обслуживания, являющихся муниципальной собственностью <адрес> Республики Тыва. В соответствии с данным концессионным соглашением администрацией <адрес> ООО «ВКС» передано 30 наименований имущества, к числу которых относятся: двойная нитка водопровода, наружная канализация до ввода в здание, 11 насосов, вакуумный насос, водовод от насосной станции 2-го подъема до <адрес>, водопровод жил. Поселка, водопровод от м.с. 1 подъема, забор металлический водозабора и ст. 2 подъема, сварочный аппарат, трубы наружные на ТЭЦ от 1-го до 2-го подъема, 4 электродвигателя, емкость воды 1000 м. куб, здания 1 подъема, КПП водозабора, здание ст. 2 подъема. Срок действия Концессионного соглашения истекает ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено нарушение ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О концессионных соглашениях», выразившееся в заключении Концессионного соглашения без привлечения в качестве третьего лица органа исполнительной власти субъекта, нарушение пунктов 4, 6.1, 6.5, 6.6 ч.1 ст. 10, ч. 1 ст. 42 Федерального закона «О концессионных соглашениях», выразившееся в отсутствии существенных условий концессионного соглашения. Привлечение к концессионному соглашению третьего лица в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва является не правом, а обязанностью администрации <адрес> и ООО «ВКС». <адрес> председателю администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях. Данное представление получено администрацией <адрес>. Однако в установленный 30-дневный срок представление администрацией района не рассмотрено. Тем самым, прокуратурой района соблюдены требования п. 2 ст. 452 ГК РФ о досудебном урегулировании спора, однако стороной предложение (в виде представления прокурора) об изменении существенных условий договора в тридцатидневный срок не рассмотрено и оставлено без ответа. Просит обязать администрацию <адрес> и ООО «Водопроводно-канализационные сети» внести изменения в концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ путем заключения дополнительного соглашения о включении в концессионное соглашение в качестве третьей стороны орган исполнительной власти Республики Тыва в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, а также путем определения в концессионном соглашении обязательных существенных условий.
Представитель истца, заместитель прокурора района Опул-оол С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации <адрес> и ООО «Водопроводно-канализационные сети» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств не заявляли, ранее в судебных заседаниях представитель <адрес> Маспын-оол А.В. в удовлетворении иска просила отказать.
Суд, выслушав стороны, и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Из части 2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и его структуры утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.07.2021 N 320 следует, что Министерство обеспечивает реализацию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства; координирует деятельность коммунальных предприятий, проведение единой технической политики, направленной на повышение качества услуг, снижение их себестоимости, внедрение энергосберегающих технологий, приборного учета ресурсов; методическое обеспечение деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Министерства; регулирование инвестиционных процессов, проведение инвестиционной политики в области жилищно-коммунального хозяйства; осуществление государственной поддержки предприятий жилищно-коммунальной сферы, развития конкуренции в названной сфере, эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства с целью повышения качества работы систем жизнеобеспечения и сферы коммунального обслуживания населения; создание условий для обновления материальной базы отрасли основных фондов и развития инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставить жилищно-коммунальные услуги в необходимом количестве и надлежащего качества;
Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 04 мая 2017 года N 200 "Об утверждении Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры", Служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Согласно пункта 7 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва служба осуществляет полномочия в области государственного регулирования тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемых организациями коммунального комплекса в Республике Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях (ред. от 27.12.2018) Концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях Концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4, 6.1, 6.5 Закона о концессионных соглашениях (ред. от 27.12.2018) Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
Федеральным законом от 01.05.2022 N 126-ФЗ в ч.1 ст.10 Закона о концессионных соглашениях введен п.6.6 этапы исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием результатов исполнения этих этапов. Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год. В случае, если таким концессионным соглашением предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, срок исполнения указанных этапов в отношении регулярных перевозок пассажиров не может превышать один квартал;
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о концессионных соглашениях (ред. от 27.12.2018) Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать следующие существенные условия: 1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); 2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; 3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение); 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); 5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); 6) обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения; 7) возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием – муниципальный район <адрес> в лице Администрации <адрес> Республики Тыва (концедент) и ООО "Водопроводно-канализационные сети" (концессионер) по итогам рассмотрения сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, размещенном на сайте torgigov.ru заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунального обслуживания. Перечень движимого и недвижимого имущества, входящего в состав соглашения приведен в приложении к соглашению.
В соответствии п. 8.1 и п.8.2 Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует 5 лет. Срок использования (эксплуатации) Концессионером объекта соглашения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с.п.1.1 соглашения концессионер обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной питьевой воды, приему, передаче сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунального обслуживания с использованием объекта Соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок установленный соглашением права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из п. 13 соглашения следует, что условия соглашения могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения органа местного самоуправления, изменение условий соглашения осуществляется по согласованию с антимонопольным органом в случаях, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях. В целях внесения изменений в условия соглашения одна из сторон направляет другой стороне соответствующее предложение с обоснованием предлагаемых изменений.
Из представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что председателю администрации направлено требование об устранении нарушений Федерального закона №115-Ф допущенных при заключении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений представителя истца, требования прокурора не исполнено, кроме того при рассмотрении дела сторонами сведений по принятию мер по исполнению представления прокурора ответчиками не представлено.
Обязанность заключать трехсторонний договор (концессионное соглашение) в отношении объектов холодного водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, установлена ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Поскольку по концессионному соглашению, объектом соглашения являются централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, концедентом выступает Муниципальный район <адрес> то третьей стороной в соглашении в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации.
А поскольку органом исполнительной власти Республики Тыва обеспечивающим реализацию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва» то суд считает, что третьей стороной в концессионном соглашении будет являться Министерство.
Таким образом, требование прокурора о привлечении к концессионному соглашению третьего лица в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, при этом требование о внесении изменений в концессионное соглашение путем заключения дополнительного соглашения суд считает излишним, каким образом вносить изменения в соглашение является правом сторон соглашения.
Кроме того судом установлено, что концессионное соглашение заключенное ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ОООО «Водопроводно-канализационные сети» не содержит обязательные условия установленные Законом о концессионных соглашения требования, а именно условия предусмотренные пунктами 4, 6.1, 6.5 ч.1 ст.10 и ч.1 ст.42 Закона о концессионных соглашениях, в связи чем требования в указанной части подлежат удовлетворению, при этом требование прокурора о включении обязательных условий предусмотренных п.6.6 ч.1 ст.10 суд считает необоснованным поскольку указанный пункт введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении в суд с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку истец и Администрация <адрес> в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Водопроводно-канализационные сети» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации <адрес> и Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» об обязании внести изменения в концессионное соглашение, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> Республики Тыва (№) и ООО «Водопроводно-канализационные сети» (№) внести изменения в концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ включив в концессионное соглашение в качестве третьей стороны орган исполнительной власти Республики Тыва в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, а также определить в концессионном соглашении следующие условия:
- описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
- способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;
- объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения;
- значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения);
- задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях», с описанием основных характеристик таких мероприятий;
- предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);
- плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения;
- порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения;
- обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права „ собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях»;
- возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» (ИНН 1713002764) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2023 года.
Председательствующий Кара-Сал В. Д.