Дело № 2-2915/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Казаковой О.Н.
при секретаре Черничук В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Перминой А.Г. к Борисову И.В. о признании членом семьи, установлении факта нахождения на иждивении,-
У С Т А Н О В И Л:
Пермина А.Г. обратилась в суд с иском к Борисову И.В. о признании членом семьи ответчика ее дочь ФИО4 Свои требования мотивирует тем, что Борисов И.В. состоит с ней в законном браке. Вместе с ними на съемной квартире проживает ее дочь ФИО4. Фактически они проживают совместно более года. Весь период совместного проживания между ними сохраняются семейные отношения, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге, имеют взаимные права и обязанности. Борисов И.В. всячески помогает и поддерживает ее в воспитании дочери, так как она является одинокой матерью. Признание членом семьи ответчика необходимо им для получения воинских перевозочных документов и жилья на весь состав семьи, так как ответчик находится на военной службе в ВС РФ. Просит суд признать ФИО4 членом семьи Борисова И.В.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 23.09.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть №.
Определением от 09.10.2015 судом приняты увеличенные исковые требования Перминой А.В. об установлении факта нахождения несовершеннолетней ФИО4 на иждивении у Борисова И.В.
В судебном заседании истец Пермина А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, просила обратить решение к немедленному исполнению. Дополнительно к изложенному в иске пояснила, что в браке с Борисовым И.В. состоит непродолжительное время, однако, совместно проживают более года. Ее дочь всегда проживала с ними вместе, муж о ней заботится, во всем помогает. Так как он военнослужащий, его доход значительно большее ее дохода, т.к. она работает в больнице. Муж оплачивает дополнительные занятия ФИО4, услуги репетитора, покупает продукты, оплачивает аренду жилья. Ее зарплата уходит только на погашение кредита, который она брала ранее, для того, чтобы собрать дочь в школу. До брака с Борисовым И.В. она сама содержала дочь, но это было очень тяжело, ей всегда помогали родственники. Обращение решения к немедленному исполнению необходимо, т.к. сейчас решается вопрос о предоставлении мужу жилищной субсидии.
Ответчик Борисов И.В. полностью признал заявленные требования, поддержал пояснения Перминой А.Г.
Представитель третьего лица федерального бюджетного учреждения - войсковая часть № Верзун В.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, т.к. доказательства, представленные истцом, не подтверждают факт нахождения ее дочери на иждивении ответчика. Кроме того, Борисов И.В. не обращался в органы опеки с заявлением об удочерении ребенка.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что 28.08.2015 был зарегистрирован брак между Борисовым И.В. и Перминой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о заключении брака № от 28.08.2015).
Из свидетельства о рождении установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО4, матерью которой является Исайкина А.Г., в графе отец стоит прочерк.
Из справки о заключении брака № от 18.08.2015 следует, что 02.02.2007 между ФИО1 и Исайкиной А.Г. заключен брак, жене присвоена фамилия «Пермина».
Согласно договору найма квартиры от 01.11.2014 Борисов И.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что ответчик Борисов И.В. проходит службу по контракту в Вооруженных силах РФ, что подтверждается справкой от 14.09.2015 №. В его личном деле записаны: жена Пермина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Несовершеннолетняя ФИО4 проживает в семье Борисова И.В. по указанному адресу.
Из пояснений участников судебного разбирательства следует, что Борисов И.В., Пермина А.Г. и несовершеннолетняя ФИО4 проживают вместе одной семьёй. Основным источником дохода семьи является заработная плата Борисова И.В.
Суд приходит к выводу, что несовершеннолетняя ФИО4 находится на полном материальном обеспечении Борисова И.В., так как получает от него материальную помощь, которая является для нее постоянным и основным источником средств к существованию, что подтверждается материалами гражданского дела.
Названные выше обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей.
Так, свидетель ФИО2 суду пояснил, что Борисов И.В. оплачивает ему аренду жилого помещения, сделал в квартире ремонт. Борисов И.В. является военнослужащим, его жена – медицинский работник. Борисов И.В. более материально обеспечен, чем его жена. Он ответственный человек, взял на себя материальное обеспечение семьи. Примерно с зимы 2014 проживает в квартире с женой и дочерью, отношения между ними хорошие.
Свидетель ФИО3 суду пояснил, что проживает в том же доме, что и истец с ответчиком. Борисова И.В. знает около пяти лет, сначала он проживал в квартире один, сейчас с ним живет его супруга и дочь. К ребенку он относится хорошо, принимает участие в воспитании. Борисов И.В. хорошо обеспечен, т.к. является военнослужащим, у жены зарплата меньше.
Как усматривается из искового заявления, признание ФИО4 членом семьи ответчика Борисова И.В. необходимо истцу для реализации прав, гарантированных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе права на улучшение жилищных условий, права на получение компенсации расходов за проезд и других социальных гарантий, установленных законодательством для членов семей военнослужащих.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Закон не содержит определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Кроме того, в п. 25 указанного Постановления разъясняется, что при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Пермина А.Г. является супругой Борисова И.В. и приходится матерью несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то, соответственно, указанные лица объединены признаками родства, и могут быть квалифицированы как «другие родственники», и в жилищно-правовом смысле являются одной семьей. Суду не представлено доказательств, что несовершеннолетняя ФИО4 не проживает совместно с матерью.
Судом установлено, что Борисов И.В. занимается воспитанием несовершеннолетней ФИО4, заботится о ней, интересуется ее успехами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что несовершеннолетняя ФИО4 проживает совместно с ответчиком Борисовым И.В. по адресу: <адрес>, как член его семьи, также установлено, что несовершеннолетняя находится на полном материальном обеспечении Борисова И.В.
В таком случае, несовершеннолетняя ФИО4 приобретает право члена семьи ответчика Борисова И.В., включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Вместе с тем, в судебном заседании истцом не представлено доказательств того, что имеются какие-либо особые обстоятельства, требующие немедленного исполнения решения суда. Следовательно, оснований для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░