Дело № 2-2100/2024
25RS0002-01-2024-002155-15
Мотивированное решение
составлено 17.06.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Владивостока к УМС г. Владивостока о возложении обязанности,
установил:
прокурор города Владивостока обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к УМС г. Владивостока о возложении обязанности, указав, что прокуратурой г. Владивостока в рамках исполнения приказа прокурора края от 19.06.2019 № 91 «Об организации надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка деятельности администрации города Владивостока в сфере учета бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что администрацией города Владивостока не реализованы полномочия в отношении 23 бесхозяйных участков сетей электроснабжения, в том числе две сдвоенные кабельные линии 6кВ от РТП-75 до ПС «Волна» в районе дома № 73б по ул. Русская – дома № 77 по ул. Русская в г. Владивостоке. В связи с тем, что администрацией города в отношении указанного объекта длительный период времени не реализованы полномочия по организации выполнения кадастровых работ, постановке на кадастровый учет и признанию бесхозяйным в установленном законом порядке в целях последующего признания права муниципальной собственности и передачи в эксплуатацию, 1 февраля 2024 года главе города внесено представление об устранении выявленных нарушений. Из анализа представленной администрацией города информации от 7 марта 2024 года следует, что мероприятия, направленные на устранение вышеуказанных нарушений в полном объеме, не приняты. С учетом этого, просит возложить на УМС г. Владивостока обязанность по организации и выполнению кадастровых работ, по постановке на государственный кадастровый учет и признанию бесхозяйным линейного сооружения – две сдвоенные кабельные линии 6кВ от РТП-75 до ПС «Волна» в районе дома № 73б по ул. Русская – дома № 77 по ул. Русская в г. Владивостоке в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора г. Владивостока Лапшин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Воробьева В.А. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 3, 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
В силу п.п. 1, 2 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ, основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
Статья 8 Конституции Российской Федерации выделяет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086 (далее – Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно п. 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
- прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (далее - заявление) и документов, предусмотренных в пункте 10 настоящего Порядка;
- проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав;
- внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Исходя из п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 13 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ.
Судом установлено, что прокуратурой г. Владивостока в рамках исполнения приказа прокурора края от 19.06.2019 № 91 «Об организации надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка деятельности администрации города Владивостока в сфере учета бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что администрацией города Владивостока не реализованы полномочия в отношении 23-х бесхозяйных участков сетей электроснабжения, в том числе две сдвоенные кабельные линии 6кВ от РТП-75 до ПС «Волна» в районе дома № 73б по ул. Русская – дома № 77 по ул. Русская в г. Владивостоке.
В связи с тем, что администрацией города в отношении указанного объекта длительный период времени не реализованы полномочия по организации выполнения кадастровых работ, постановке на кадастровый учет и признанию бесхозяйным в установленном законом порядке в целях последующего признания права муниципальной собственности и передачи в эксплуатацию, 1 февраля 2024 года главе города внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Из анализа представленной администрацией города информации от 7 марта 2024 года следует, что мероприятия, направленные на устранение вышеуказанных нарушений в полном объеме, не приняты.
Длительное непринятие мер в отношении бесхозяйного линейного сооружения, которое является частью централизованной системы электроснабжения городского округа и непринятие дальнейших мер к организации его технической эксплуатации может привести к нарушению (прекращению) жизнеобеспечения потребителей, жилых домов, объектов социальной, образовательной и иной инфраструктуры технологически присоединенных к выявленному бесхозяйному участку тепловой сети, а также для иного круга лиц при реализации мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 3.1.51 Положения об управлении муниципальной собственности города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 04.08.2000 № 1439, одной из функций Управления является проведение учета и принятие в муниципальную собственность Владивостокского городского округа бесхозяйного имущества, обращение с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществление предоставления в правовое управление администрации города Владивостока документов, необходимых для подачи заявлений в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, с требованием о признании права собственности Владивостокского городского округа на данное имущество.
Таким образом, уполномоченным органом местного самоуправления в лице Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока в рамках предусмотренных законодательством полномочий не организована работа по постановке вышеуказанного бесхозяйного сооружения на государственный кадастровый учет и признанию его бесхозяйным в установленном законом порядке в целях последующего принятия в муниципальную собственность и передачи в эксплуатацию ответственной сетевой организации.
В силу ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, учитывая признание иска ответчиком, которое не противоречит закону, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Владивостока к УМС г. Владивостока о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на УМС г. Владивостока обязанность по организации и выполнению кадастровых работ, по постановке на государственный кадастровый учет и признанию бесхозяйным линейного сооружения – две сдвоенные кабельные линии 6кВ от РТП-75 до ПС «Волна» в районе дома № 73б по ул. Русская – дома № 77 по ул. Русская в г. Владивостоке, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Бакшина
Копия верна:
Судья Н.В. Бакшина
Секретарь А.А. Прокофьева