Дело № 2-1134/2023 (УИД 42RS0016-01-2023-001242-19)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 02 августа 2023 года
Куйбышевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Филатовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Овченковой А.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску Аксяева Сергея Александровича к Администрации г. Новокузнецка о признании договора дарения действительным, исключении имущества из наследственной массы и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Аксяев С.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании договора дарения действительным, исключении имущества из наследственной массы и признании права собственности и просит признать договор дарения жилого дома по адресу: <адрес>А, заключенный с умершим ФИО9, действительным, исключить указанный жилой дом из наследственной массы после смерти ФИО9, признать за ним право собственности на жилой дом.
Свои требования мотивирует тем, что заключил с Торочкиным В.А. договор дарения, согласно условиям которого даритель передает в дар, а одаряемый принимает в дар жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>А, передача имущества дарителем и принятие одаряемым осуществлена в момент заключения договора. Зарегистрировать переход права собственности по договору не представилось возможным, так как ФИО9 умер.
Истец был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явился, представил письменные обьяснения, в которых указал, что ФИО9 приходился ему дедом по маминой линии, с которым у него были близкие отношения. У Торочкина в 2022 г. умер сын, после чего он попросил истца взять его под опеку, помогать по дому, ходить в магазин и т.д. С сентября 2022 г. дед постоянно начал говорить истцу о том, что дом нужно переделать на него, аргументировав это тем, что всего его дети умерли. В декабре 2022 г. дед сильно травмировался, после чего не мог ходить, а в январе 2023 г. сообщил, что хочет оставить ему дом. Поскольку оформить нотариально передачу дома не представилось возможным, истец нашел в сети Интернет и распечатал бланк договора дарения, заполнил его, дед подписал указанный договор.
В судебном заседании представитель истца – Пономарев В.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – Елгина Т.А., действующая на основании доверенности от 13.12.2022 г., исковые требования не признала, в обоснование своих возражений пояснив, что Администрация г. Новокузнецка не является надлежащим ответчиком по делу, отсутствуют доказательства того, что умерший Торочкин В.А. являлся собственником спорного жилого дома, а также сославшись на отсутствие в исковом заявлении данных, позволяющих идентифицировать спорный жилой дом.
Выслушав обьяснения представителей сторон, заслушав показания свидетелей и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
На основании п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 настоящего Кодекса, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования.
Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Так, согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 20.05.1993 г., зарегистрированному в ранее установленном порядке, жилая площадь по адресу: <адрес>, общей площадью 45,1 кв.м. передана в совместную собственность ФИО9 и ФИО5
Записью акта о смерти подтверждается, что Торочкин В.А. 18.04.1955 года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ Как следует из материалов КУСП труп ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ был обнаружен ФИО1 в доме по <адрес>А, согласно судебно-медицинского исследования трупа смерть наступила от легочного кровотечения, развившегося вследствие хронических абсцессов нижней доли левого легкого.
В подтверждение исковых требований истцом представлен договор дарения жилого дома от 10.02.2023 г., составленный в простой письменной форме, согласно которому Торочкин В.А. безвозмездно передал в собственность ФИО1 жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта следует, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, имеет следующие характеристики: общая площадь 46 кв.м., жилая площадь 37, 5 кв.м.
Согласно показаниям свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8 истец ухаживал за Торочкиным В.А. и он имел намерение переоформить на него жилой дом.
Обсуждая исковые требования, суд отмечает следующее.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу положений п.п. 1 и 3 ст. 574 ГК РФ, устанавливающих требования к форме договора дарения, договор дарения недвижимого имущества должен быть совершен в письменной форме, а также подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 8 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежит переход права собственности на основании договора.
На основании п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости не влияет на действительность самой сделки, а действующее законодательством предусматривает возможность вынесения решения о государственной регистрации перехода права собственности.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Согласно разьяснениям, содержащимся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом был избран не верный способ защиты нарушенного права.
Кроме того, истцом заявлены требования к органу местного самоуправления, поскольку спорный жилой дом является выморочным имуществом.
Однако, учитывая, что до настоящего времени срок принятия наследства после смерти Торочкина В.А., последовавшей 17.02.2023 г., в том числе, с учетом положений п. 3 ст. 1154 ГК РФ, не истек, наличие наследников, в том числе наследников по завещанию, либо их отсутствие не установлены, Администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аксяева Сергея Александровича к Администрации г. Новокузнецка о признании договора дарения действительным, исключении имущества из наследственной массы и признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09 августа 2023 г.
Председательствующий: