УИД № 41RS0003-01-2022-000475-11 | Дело № 2-343/2022 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2022 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Горячуна Д.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием: представителя истца ФИО8, помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинск ФИО6, ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края к ФИО2, ФИО4, ФИО3 о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,
установил:
Администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края обратилась в суд с иском к ответчикам ФИО2, ФИО4, ФИО3, в котором просила признать ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Камчатский край, <адрес>, выселить из указанного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в муниципальной собственности Вилючинского городского округа находится <адрес>, расположенная по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес>. Данный жилой фонд передан из федеральной собственности в муниципальную собственность на основании постановления главы ЗАТО г. Вилючинска от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением администрации ВГО от 24.12.2009 № военнослужащему войсковой части 90720-3 ФИО7 данное жилое помещение было предоставлено на состав семьи: супруга ФИО12 (ФИО13) Е.Д., сын ФИО4, 206 года рождения. 25 декабря 2009 года между администрацией ВГО и ФИО7 был заключен договор найма служебного жилого помещения №, на период трудовых отношений. ФИО7 с членами семьи зарегистрирован в предоставленном жилом помещении с 4 мая 2010 года. 21 января 2017 года ФИО7 снялся с регистрационного учета из спорного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения не расторгнут, так как в указанном жилом помещении проживают члены семьи нанимателя: жена – ФИО12 (ФИО13) Е.Д., сын ФИО4, дочь ФИО3 В администрацию ВГО поступила информация о том, что ФИО7 уволен из Вооруженных Сил РФ 25 июля 2011 года приказом командира в/ч 90720-3 от 28 июля 2011 года №. Вместе с тем жилое помещение незаконно используется ответчиками, фактически проживающими по указанному адресу, в то время когда указанная квартира является муниципальной собственностью. Учитывая, что ФИО7 уволен из ряда Вооруженных Сил РФ, оснований для дальнейшего пользования служебным жилым помещением у членов его семьи не имеется. Незаконное использование ответчиками спорного жилого помещения в настоящее время лишает собственника права распоряжения спорным имуществом. Ответчики в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не числятся. Кроме того ответчики не платят за найм жилого помещения и коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность. 9 февраля 2022 года в адрес ФИО2 направлена досудебная претензия, однако до настоящего времени ответчиком не принято каких-либо действий для решения вопроса о сдаче жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности с полным объемом полномочий, представленных стороне в процессе, исковые требования уточнила, просила признать ответчиков ФИО2, ФИО4, ФИО3 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Камчатский край, <адрес>, выселить из указанного жилого помещения в срок, не превышающий 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2, действующая за себя и в качестве законного представителя несовершеннолетних ответчиков ФИО4, ФИО3, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила сохранить за ней право пользования спорным жилым помещением, поскольку имеет двоих несовершеннолетних детей.
Третье лицо территориальный отдел «Камчатский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела своего представителя не направили, мнения по иску не представили.
Орган опеки и попечительства Вилючинского городского округа в лице отдела по работе с отдельными категориями граждан администрации ВГО о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направил. Согласно письменному заключению начальника отдела ФИО9 считают исковые требования истца подлежащими удовлетворению. Дело просили рассмотреть в отсутствие представителя органа опеки и попечительства.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца ФИО8, ответчика ФИО2, заключение помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинск ФИО6, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать нрава и свободы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Аналогичное положение установлено в пункте 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), согласно которому никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ч.ч. 2, 5 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, а также путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи со ст. 14 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органом местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, в том числе и в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пункт 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относит к жилым помещениям специализированного жилищного фонда служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Служебные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 93, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, который заключается на основании вышеуказанного решения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
В соответствии со ст. ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник вправе требовать устранения любых нарушений его прав, в том числе и тех, которые не связаны с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> г. Вилючинске Камчатского края является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Вилючинского городского округа и относится к виду служебного жилья (л.д. 9).
Указанное служебное жилое помещение на основании постановления администрации ВГО от 24 декабря 2009 года № и договора найма служебного жилого помещения № от 25 декабря 2009 года было предоставлено ФИО7, на время прохождения военной службы, на состав семьи: жена ФИО10, сын ФИО4, 2006 года рождения (л.д. 10, 11).
Из поквартирной карточки, сведений отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, акта о фактическом проживании в жилом помещении, а также сообщения территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации от 10 января 2022 года следует, что ФИО7 и члены его семьи: супруга ФИО10 и сын ФИО4, вселились в указанное жилое помещение и были зарегистрированы в нем с 4 мая 2010 года. 21 января 2017 года ФИО7, в связи с увольнением с военной службы и расторжением брака с ответчиком ФИО13 (ФИО12) Е.Д., снялся с регистрационного учета по данному адресу, однако ФИО13 (после заключения брака ФИО12) Е.Д., ФИО4, 2006 года рождения и дочь ФИО2 – ФИО3, 2014 года рождения, зарегистрированная по спорному жилому помещению 2 декабря 2014 года, числятся зарегистрированными в спорном жилом помещении по настоящее время и проживают в нем (л.д. 12, 13, 14, 15, 93, 94, 119).
Доказательств обратного суду не представлено и стороной ответчика не оспорено.
В силу п. 18 Договора найма служебного жилого помещения № от 25 декабря 2009 года, данный договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
Согласно п. 19 указанного договора, в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить служебное жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Установив, что спорное жилое помещение – <адрес> в г. Вилючинске имеет статус служебного жилья, было предоставлено ФИО7 и членам его семьи на период военной службы, с которой он уволен, суд приходит к выводу, что ответчики ФИО2, ФИО4 и ФИО3 утратили право пользования спорным служебным жилым помещением.
При этом ответчик ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при администрации ВГО, не состоит, постановлением администрации ВГО № от 13 июня 2019 года ФИО2 отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 16).
Доказательств тому, что ответчики фактически выехали из спорного жилого помещения, вывезли из него свои личные вещи, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Доказательств, подтверждающих, что между сторонами после увольнения ФИО7 с военной службы было достигнуто какое-либо соглашение, предоставляющее ответчикам ФИО2, ФИО4 и ФИО3 право пользования спорным жилым помещением, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, на основании совокупности исследованных и оцененных в соответствии со ст. 67 ГПК РФ доказательств, установив, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья, и было предоставлено ФИО7 и членам его семьи в связи с прохождением военной службы, то увольнение ФИО7 с военной службы влечет за собой и прекращение оснований пользования спорным служебным жильем и ответчиками ФИО2, ФИО4 и ФИО3 в виду прекращения договора найма служебного жилого помещения, а также выселение ответчиков без предоставления другого жилого помещения.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчики не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, в материалах дела не содержится, сторонами в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено и в ходе судебного разбирательства таких не установлено. Оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным служебным жилым помещением, а также предоставления ответчикам отсрочки для выселения, не имеется.
На основании изложенного, суд находит исковые требования администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края к ФИО2, ФИО4, ФИО3 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, суд считает, что указание в решении суда на выселение ответчиков из указанного жилого помещения в срок, не превышающий 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, как о том просит истец, является излишним. Оснований для сокращения установленного федеральным законом срока исполнения решения суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет, которым в силу п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ является местный бюджет.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд освобожден, с ответчика ФИО2 в доход местного бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из размера государственной пошлины по делам по искам неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░ 30 14 №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ | ░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |