Дело № 2-2310/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-002388-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В., при секретаре Джеляловой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному автономному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу «Крымский» Федерального Государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному автономному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу «Крымский» Федерального Государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В обоснование заявленных требований указали, что спорной квартире, по адресу <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают ФИО1 с супругой ФИО4, дочерью ФИО3 (ФИО12) ФИО9, сыном ФИО2 по настоящее время, что подтверждено лицевым счетом №. Истец, в соответствии с решением жилищной комиссии в/части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ протокол № поставлен на квартирный учет в войсковой части 09882 и признан нуждающимся в обеспечении жилой площадью, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи была распределена трехкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается копией списка о распределении жилой площади по войсковой части 09882, утвержденным Начальником Феодосийского гарнизона п.5 и ФИО5 флотом п.12, талоном к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 флотом от ДД.ММ.ГГГГ № занимаемая ФИО1 и членами его семьи жилая площадь по адресу: <адрес> исключена из числа служебных и оформлен ордер для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом «А» пункта 2 статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФИО5 флотом № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями, ФИО8 командира войсковой части 09882 № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части, выслуга лет по состоянию на дату увольнения из Вооруженных Сил составила 26 лет. Для реализации своего права и права членов его семьи, ФИО1 обратился в 2019 году в Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ получен аналогичный ответ от 21.02.2019г. №. в Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения от 19.03.2019г.», получен ответ от 16.04.2019г. № 184/07/5915, занимаемая вами жилая площадь в специализированном жилищном фонде не значится. В адрес администрации <адрес>, получен ответ от 11.02.2019г. № К-10/244/2, в реестре муниципальной собственности отсутствуют сведенья об занимаемой вами жилплощади. В адрес ФИО5 флотом от ДД.ММ.ГГГГ № поучен ответ: от ДД.ММ.ГГГГ №. Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № создано Федеральное государственное казенное "учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений МО РФ по осуществлению функций распоряжения недвижимым имуществом ВС РФ в <адрес> и городе Севастополе. Занимаемая вами жилая площадь в специализированном жилищном фонде МО РФ не значится, является собственностью РФ, однако в связи с тем, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации по данному вопросу решение может быть принято в рамках гражданского судопроизводства. По мнению юридической службы отсутствуют какие либо препятствия, не позволяющие Вам разрешить вопрос о приватизации занимаемого вами и членами вашей семьи жилое помещение в порядке приватизации. Отсутствие у вас договора социального найма жилого помещения не является препятствием для обращения в суд. Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обратился повторно в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)». ФИО8 ответу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в передаче спорной квартиры, так как предоставлен не полный пакет документов. При повторной подаче документов ФИО1 и членам его семьи выдано решение об отказе в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением неполного пакета документов. Ранее истцы не участвовали в приватизации, иного жилья не имеют, в связи с чем вынуждены обратиться в суд. Просили иск удовлетворить.
Истцы в судебное заседание не явились, направили в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
От представителя «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просили в иске отказать, в связи с тем, что между сторонами не заключен договор социального найма и в связи с предоставлением неполного пакета документов.
От Представителя МО ранее суду направлялось ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просили в иске отказать, так как они являются ненадлежащими ответчиками.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании рапорта капитана 2 ранга ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ФИО1 ранее жилой площадью не обеспечивался, на основании протокола заседания ЖК в/ч 09882 № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия признала ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставила на квартирный учет (л.д. 18, 19).
ФИО8 списку распределения жилой площади по воинской части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному начальником Феодосийского гарнизона и списку, утвержденному командующим ФИО5 флота от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, составом семьи жена-ФИО4, сын –ФИО6, 01.11.1990г.р., дочь-ФИО7, 10.08.2001г.р. (л.д.20-24)
На основании талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи вселены в спорную квартиру (л.д. 25).
В соответствии с лицевым счетом ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО6 зарегистрированы в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2– с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 выбыл из спорной квартиры ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).
В соответствии с подпунктом «А» пункта 2 статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФИО5 флотом № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями, ФИО8 командира войсковой части 09882 № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части, выслуга лет по состоянию на дату увольнения из Вооруженных Сил составила 26 лет (л.д. 17).
ФИО8 архивной выписке № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ФИО5 ЧФ № от ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира исключена из числа служебных (л.д. 26).
ФИО8 справкам ФМБРТИ от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО7 не зарегистрировано (л.д. 44).
ФИО8 сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ право собственности за ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 не зарегистрировано (л.д.11-14, 65-68).
ФИО8 ответу ФГАУ «ЮРУЖО» № т ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в специальном жилищном фонде МО РФ не значится (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался к ФИО5 ЧФ с заявлением, в котором указывал, что у него отсутствует договор социального найма на спорную квартиру, просил оказать помощь в разрешении вопроса о передаче в собственность квартиры, в которой проживает он и члены его семьи, длибо заключить договор социального найма.
ФИО8 ответу ВрРИО начальника юридической службы ФИО5 ЧФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 рекомендовано обратиться в суд (л.д.35-36).
ФИО8 ответу ФГАУ «ЮРУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ, заключение договора социального найма спорного жилого помещения с ФИО1, в компетенцию 1 отдела не входит.
ФИО8 ответу референта Департамента имущественных отношений МО за № ДИ-00178/905 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что спорная квартира является собственностью РФ и решение о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с приложением документов, подтверждающих право на занятие указанного помещения (л.д. 29)
ФИО8 ответу ФГАУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> является собственностью Российской Федерации. В связи с тем, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с приложением документов, подтверждающих право на занятие указанного помещения (л.д.30).
ФИО8 выписке о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за РФ в лицу Правительства РФ.
ФИО8 сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем <адрес> является ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.
В ходе рассмотрения дела в суде, ФИО1 повторно обратился в филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ с заявлением о предоставлении спорной квартиры в собственность в порядке приватизации.
Решением ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ истцам ФИО1, ФИО4, ФИО3 и ФИО2 отказано в передаче жилого помещения в порядке приватизации в связи с непредоставлением (неполным предоставлением) документов, предусмотренных п. 4 Порядка, в числе в связи с отсутствием договора социального найма.
Статья 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1,2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в котором указано, что, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Статья 11 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляет, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно сведениям, предоставленным в материалы дела, истцы не участвовали в приватизации жилого помещения.
Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года № 1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» (вместе с «Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями»), на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации №110 от 25 февраля 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Департамент уполномочен, в том числе от имени Министерства обороны Российской Федерации заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Таким образом, истцы, имея право на безоплатную приватизацию жилья, не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Право на безоплатную приватизацию истцы не использовали и в настоящее время не могут использовать по независящим от них причинам.
Предусмотренное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего на условиях договора социального найма жилого помещения по независящим от них обстоятельствам, что является нарушением положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», данное право подлежит судебной защите.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по на условиях договора социального найма жилого помещения, то он враче обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст.ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности по ? доли за каждым на квартиру в порядке приватизации может быть признано за истцами в судебном порядке, поскольку, имея право на безоплатную приватизацию жилья, они не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, в порядке приватизации право собственности по 1/4 доли за каждым на <адрес> расположенную в <адрес>, с кадастровым номером №.
Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности за ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 на <адрес> расположенную в <адрес> по 1/4 доли за каждым, и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Тимохина