68RS0002-01-2024-001517-78
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-1432/2023
Именем Российской Федерации
5 июля 2024г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района г.Тамбова, действующего в интересах Сидоровой Е И, к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о признании действий по отказу в предоставлении субсидии незаконными, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально заместитель прокурора Советского района г.Тамбова обратился в суд в интересах Сидоровой Е И к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с требованием признать действий ответчика по отказу в предоставлении Сидоровой Е.И. субсидии по оплате жилищно - коммунальных услуг в отношении *** незаконными, обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» предоставить Сидоровой Е.И. субсидию по оплате жилищно - коммунальных услуг в отношении указанного жилья.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил свои требования, просил признать действия по отказу в предоставлении субсидии незаконными, взыскать в пользу Сидоровой Е.А. невыплаченную субсидию в сумме 11254 рубля 57 копеек и моральный вред.
В обоснование иска заявитель указал, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка по обращению уполномоченного по правам человека в Тамбовской области ФИО11 в интересах Сидоровой Е.И. по вопросу отказа ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проверкой было установлено, что постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 17.02.2020 *** жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. В названном жилом доме 19.08.2021 произошло обрушение части здания.
Сидорова Е.И. являлась нанимателем однокомнатной квартиры ***, общей площадью 28,0 кв.м., в которой была зарегистрирована с 30.01.1981 по 01.12.2021, а 01.12.2021 снята с регистрационного учета.
Постановлением администрации города Тамбова от 03.09.2021 *** Сидоровой Е.И. с составом семьи один человек (сын - ФИО12) была предоставлена по договору найма жилого помещения маневренного фонда однокомнатная ***, общей площадью 33,3 кв.м, сроком до 01.08.2023. 14.10.2021 с истицей заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда *** с аналогичным сроком.
Постановлением администрации города Тамбова от 07.08.2023 *** Сидоровой Е.И. продлен срок проживания в данном жилом помещении до 01.08.2025. Сидорова Е.И. 07.12.2021 временно зарегистрирована по месту пребывания в квартире *** на срок до 01.08.2025.
Также на имя Сидоровой Е.Н. с октября 2021 года открыт лицевой счет *** для оплаты жилищно - коммунальных услуг и социального найма жилья за ***
Сидорова Е.И., являясь малоимущей и пользователем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения ее заявления ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 16.12.2021 было принято решение об отказе в предоставлении субсидии с 01.12.2021 в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания.
Однако, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857 (далее - Приказ N 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Методические рекомендации).
В пункте 44.1 Методических рекомендаций указано, что для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется относить один из следующих документов: г) договор найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Как установлено, Сидорова Е.И. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: *** на основании договора социального найма маневренного фонда *** от 08.08.2023 (ранее от 14.10.2021 ***), заключенного с МКУ «Дирекция жилищных услуг».
Данное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ - город Тамбов. Таким образом, Сидорова Е.И., являясь пользователем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 данной нормы субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 этого кодекса, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно сообщению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 23.04.2024 о размере выплат Сидоровой Е.И, ***, являющейся пенсионеркой, ее совокупный доход по состоянию на 03.2024 составляет 13 039,27 рублей. Сидорова Е.И., относится к незащищенной категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде субсидий по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Действия ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по отказу в предоставлении Сидоровой Е.И. субсидии по оплате ЖКХ являются незаконными, нарушающими её право на получение меры социальной поддержки, что является основанием для взыскания данной субсидии согласно расчету ответчика в пользу Сидоровой Е.В. в сумме 11 254, 57 рублей, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Прокурор просил признать действия ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по отказу в предоставлении Сидоровой Е.И. субсидии по оплате ЖКХ в отношении *** незаконными, взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в пользу Сидоровой Е.И. денежные средства в сумме 11 254, 57 рублей, взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в пользу Сидоровой Е.И. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Кикин А.Д. поддержал исковые требования, кроме требований о компенсации морального вреда.
Истица Сидорова Е.И. поддержала доводы прокурора. Требования о компенсации морального вреда не поддержала.
Ответчик предоставил отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с пунктом 2.4.2. Устава, учреждение осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, имеющим детей, в соответствии с федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами, а также субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Тамбовской области. В соответствии с частями 1,2,3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам -пользователям жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст. 159 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 14.12.2005 № 761, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.12.2016 № 1037/пр/857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно п. 27 Методических рекомендаций, возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена.
Сидорова Е.И. временно зарегистрированная по месту пребывания по адресу: ***, обращалась 08.12.2021 в учреждение с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения заявления Сидоровой Е.И. было принято решение об отказе в предоставлении субсидии с 1 декабря 2021 года в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания.
Иных заявлений о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от Сидоровой Е.И. после 08.12.2021 по настоящее время в учреждение не поступало.
Только с учетом признания судом места пребывания Сидоровой Е.И. местом ее постоянного жительства но указанному адресу, учреждение может пересмотреть заявление Сидоровой Е.И. от 08.12.2021г. о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ и с учетом ранее предоставленного расчета размера субсидии и предоставить заявителю субсидию за период с 01.12.2021 по 31.05.2022 на общую сумму 11 254,27 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика Зайцев А.В. исковые требования не признал со ссылкой на обозначенный отзыв.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
В соответствие со ст. 20 Гражданского кодекса местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П (пункт 2) федеральный законодатель именно так определил место жительства, поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Как отметил Верховный Суд РФ в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2019 г. N 75-КА19-4 по смыслу закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Судом установлено, что постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 17.02.2020 *** жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. Сидорова Е.И. являлась нанимателем однокомнатной квартиры *** в указанном доме, в которой была зарегистрирована с 30.01.1981 по 01.12.2021г.г.
Для переселения истицы из аварийного дома постановлением администрации города Тамбова от 03.09.2021 *** ей предоставлена по договору найма жилого помещения маневренного фонда однокомнатная квартира ***, общей площадью 33,3 кв.м, сроком до 01.08.2023. 14.10.2021 с истицей заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда *** с аналогичным сроком.
Постановлением администрации города Тамбова от 07.08.2023 *** Сидоровой Е.И. продлен срок проживания в данном жилом помещении до 01.08.2025. Сидорова Е.И. 07.12.2021г. временно зарегистрирована по месту пребывания в квартире *** на срок до 01.08.2025г.
Судом установлено, что иного жилья истица не имеет.
Также на имя Сидоровой Е.Н. с октября 2021 года открыт лицевой счет *** для оплаты жилищно - коммунальных услуг и социального найма жилья за квартиру ***
По смыслу указанных разъяснений и нормы закона, суд приходит к выводу, что местом постоянного жительства Сидоровой Е.Н. с 14.10.2021г. до настоящего времени является квартира ***. Временная регистрация по данному адресу связана лишь с предоставлением жилого помещения маневренного фонда. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Судом установлено, что Сидорова Е.И., являясь малоимущей и пользователем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, 08.12.2021г. обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Иных заявлений о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от Сидоровой Е.И. после 08.12.2021 по настоящее время в учреждение не поступало.
По результатам рассмотрения ее заявления ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» 16.12.2021г. было принято решение об отказе в предоставлении субсидии с 01.12.2021г. в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания. При этом ответчик исходил из п. 27 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 14.12.2005 № 761, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.12.2016 № 1037/пр/857, согласно которого возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена.
В соответствие со ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен указанными Правилами, а также приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.12.2016 № 1037/пр/857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
В соответствии с п.п. «а» п. 8.1 Правил, уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в частности, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов.
ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в соответствие со своим Уставом осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, имеющим детей, в соответствии с федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами, а также субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Тамбовской области.
Исходя из вышеозначенных правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, ответчик неправомерно отклонил заявление Сидоровой Е.И. на предоставление спорной субсидии, поскольку она согласно материалам дела имеет право на получение таковой и имеет единственное место жительства – ***
В соответствии со статьями 2 и 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на защиту своих прав всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2) и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Возмещение имущественного и морального вреда лицам, пострадавшим от действий государственных органов, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования может производиться только в соответствии с общими гражданско-правовыми правилами (определения от 20 февраля 2002года N22-О, от 4 июня 2009года N1005-О-О и др.).
Согласно статье 12 ГК Российской Федерации к способам защиты гражданских прав, в частности, относятся возмещение убытков. В пункте 1 статьи 15 данного Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу вышеприведенных норм следует признать незаконными действия ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по отказу в предоставлении Сидоровой Е.И. субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении ***. Следует взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в пользу Сидоровой Е.И. денежные средства причитающейся ей спорной субсидии за период с 01.12.2021г. по 31.05.2022г. в сумме 11254 рубля 57 копеек. Данную сумму суд расценивает как убытки, причиненные истице. С расчетом задолженности, осуществленным ответчиком, истцы согласились. За иной период субсидия взысканию не подлежит, поскольку условием ее выплаты является подача заявления гражданином каждые 6 месяцев (п.41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Советского района г.Тамбова, действующего в интересах Сидоровой Е И удовлетворить.
Признать незаконными действия ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» по отказу в предоставлении Сидоровой Е И субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении ***.
Взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в пользу Сидоровой Е И денежные средства в сумме 11254 рубля 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15.07.2024г.
Судья: