Дело № 2-790/2024 (2-6962/2023)
УИД 59RS0007-01-2023-005967-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя ответчика Балтиковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгих Г. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Долгих Г.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Указывает также, что на протяжении всего периода своей работы работала официально, что у нее имеются периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении сведений о стаже, формуле расчета пенсии и других сведений, на который получила ответ, в котором было указано, что при замене периодов работы не страховыми периодами уходов за детьми размер ее пенсии увеличиться. В связи с этим она обратилась с заявлением о перерасчете пенсии. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчёте ей отказано. Отказ считает незаконным. На основании изложенного, просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии по наиболее выгодной формуле по варианту расчета размера пенсии, исходя из суммы коэффициентов за периодами ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с выплатой невыплаченной ранее части пенсии с момента назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указала, что истцу было отказано в перерасчете в связи с проведением перерасчета в беззаявительном порядке.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
После 01.01.2002 пенсионных капитал формируется за счет пенсионных взносов за застрахованное лицо.
Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию установлено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
При определении расчетного размера трудовой пенсии учитывался не страховой, а общий трудовой стаж, под которым понималась суммарная продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В соответствие с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8. Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:
1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Согласно части 13 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В случае, если периоды ухода, указанные в пунктах 1 - 3 части 12 настоящей статьи, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов (НПi) определяется как сумма коэффициентов, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 12 настоящей статьи соответственно. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 19.12.2016 № 437-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 12 и 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что действие положений части 1 статьи 12 и части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 20.11.2015.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (копия пенсионного дела на л.д. 50-122).
Пенсия истцу назначалась на основании протокола-представления работодателя (л.д. 50-51), в котором в числе прочих сведений были указаны сведения о детях истца и датах их рождения (л.д. 51).
Истец дважды обращалась к ответчику за разъяснениями относительно ее пенсии.
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были даны разъяснения относительно ее стажа, порядка определения размера пенсии, составляющих формул расчета пенсии (л.д. 27-39, 117-122).
При этом в ответе ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком обращается внимание, что при проверке пенсионного дела установлено, что при замене периодов работы «нестраховыми» периодами ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. размер пенсии увеличивается.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчику было известно о наличии у истца детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения и о праве истца на получение пенсии в большем размере.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по причине увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевших место после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-99), приложив копии свидетельств о рождении двух детей (л.д. 112-113).
Ответчиком решением № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера пенсии истцу отказано в связи с перерасчетом размера пенсии с учетом не страховых периодов в без заявительном порядке (л.д. 38-39, 100).
Перерасчет размера пенсии с учетом не страховых периодов осуществлен ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.101-103).
Выплата суммы перерасчета пенсии произведена истцу в ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>., что подтверждается историей выплат (л.д. 114-116).
Суд приходит к выводу, что перерасчет пенсии истцу должен был быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ – с даты вступления в законную силу части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в силу следующего.
Положениями части 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), установлено, что не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Ответчик, принимая решение по заявлению истца от 14.06.2023 о перерасчете пенсии по старости с учетом не страховых периодов только с 01.01.2022, неправильно истолковал и применил положения статей 22 и 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с учетом внесенных в них изменений Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, согласно части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.05.2021 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу с 01.10.2022.
По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Однако при этом судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 части 2, устанавливаются законом.
При этом положения части 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2011№ 173-ФЗ и корреспондирующие им положения части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Так как в материалах пенсионного дела имелись сведения о детях истца и датах их рождения, истец имела право на получение пенсии в большем размере с ДД.ММ.ГГГГ, ответчик с указанной даты имел возможность произвести перерасчёт пенсии, затребовав, в случае необходимости дополнительные сведения от истца, иных уполномоченных органах (произвести проверку свидетельств о рождении детей), однако им это сделано не было даже после обращения истца к ответчику за разъяснениями в 2023 году и при проверке пенсионного дела.
В связи с изложенным, требования истца подлежат удовлетворению частично, следует признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии и возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет пенсии истцу с учетом периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения с ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для перерасчета пенсии с момента ее назначения суд не усматривает, так как начисление баллов за «не страховые» периоды впервые предусмотрено законодательством Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Долгих Г. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю произвести перерасчет пенсии Долгих Г. В. с учетом периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 марта 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва