дело № 2-844/2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года с. Аскино
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ханова Д.М., при секретаре Шакировой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Аскинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по организации пунктов накопления бытовых отходов,
установил:
Прокурор Аскинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к администрации МР Аскинский район РБ о возложении обязанности на ответчика по организации пунктов бытовых отходов, предусмотренных п.18 правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и определить порядок вывоза жидких бытовых отходов из жилых домов и организаций без централизованной системы водоотведения к этим пунктам бытовых отходов в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование указав, что прокуратурой Аскинского района проведена проверка санитарно-эпидемиологического и природного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами администрации МР Аскинский район РБ, в ходе которой выявлено, что очистка сточных вод не осуществляется. Вывоз жидких бытовых отходов за пределы муниципального района является нецелесообразным. Таким образом ответчиком меры по организации водоотведения не предпринимаются, жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального района. По данному факту прокуратурой района внесено представление, однако мер направленных на устранение вышеназванных нарушений ответчиком не принято.
В судебном заседании прокурор Ахтямов А.Н. поддержал данное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации МР Аскинский район РБ Мусалимова А.С. просила предоставить более длительный срок для исполнения указанных требований, так как 1 год является недостаточным для осуществления указанных мероприятий в виду того, что они требуют больших финансовых затрат.
Также ответчиком суду представлен отзыв на исковое заявление об отказе в удовлетворении искового заявления по основаниям того, что в случае отсутствия технологического подключения внутридомовой системы водоотведения МКД к централизованной сети отведения сточных вод и организации сбора и вывоза ЖБО образованных собственниками помещений МКД коммунальная услуга по водоотведению потребителями в МКД не предоставляется, однако предоставляется услуга по сбору и вывозу ЖБО которая входит в состав работ по содержанию общего имущества в МКД. В связи с этим вывоз ЖБО входит в компетенцию организации, осуществляющей содержание общего имущества в МКД. Кроме того МУП Тепловые сети имея лицензию на транспортировку жидких-бытовых отходов заключил договор № от ДД.ММ.ГГГГ с АО Башкоммунводоканал на прием хозяйственно сточных вод. В настоящее время осуществляется вывоз жидких-бытовых отходов по мере накопления в рамках заключенного договора в г. Бирск. Установленный прокуратурой района срок в 1 год на исполнение требований недостаточен даже для проведения закупок на право заключения муниципального контракта на проведение изыскательных работ, работы по строительству очистных сооружений требуют большого финансирования, которым не обладает местный бюджет в виду того, что район является высокодотационным.
Представители третьих лиц Министерства природопользования и экологии РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ, Минземимущество РБ, МУП «Аскинские тепловые сети» в судебное заседание не явились о рассмотрении дела, надлежащим образом извещены.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Изучив в совокупности представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ, установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
Согласно п. 18 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", (далее Правила) утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. N 3, в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Согласно п. 23 Правил удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к одному из которых относится ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 10.01.2002г. N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Обязанность по организации в границах поселения водоотведения возложена на органы местного самоуправления п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Согласно статьей 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложена, в том числе, на органы местного самоуправления за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Аскинского района РБ ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки санитарно-эпидемиологического и природного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами, внесено представление в адрес администрации МР Аскинский район РБ о принятии мер по устранению выявленных нарушений. Организации пунктов накопления бытовых отходов, предусмотренных п.18 правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и определить порядок вывоза жидких бытовых отходов из жилых домов и организаций без централизованной системы водоотведения к этим пунктам бытовых отходов.
Между тем требования, изложенные в указанном представлении, не исполнены. Вывоз жидких-бытовых отходов в <адрес> за пределы муниципального района производится в рамках заключенного между МУП «Теполвые сети» и АО «Башкоммунводоканал» договора № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что на территории МР Аскинский район РБ имеются земельные участки с разрешенным видом использования – для размещения котлована для нечистот, сооружений для сбора, накопления, переработки, утилизации ответчиком не предствлено.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что утилизация жидких бытовых отходов производится с нарушением порядка, предусмотренного действующими нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы ответчика, о том, что вывоз ЖБО не входит в его компетенцию, является несостоятельным.
В связи с тем, что факт нарушения пункта 18 СанПиН 2.1.3684-21, (согласно которому в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных), нашел свое подтверждение, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по организации пунктов накопления бытовых отходов и определению порядка вывоза жидких бытовых отходов из жилых домов и организаций без централизованной системы водоотведения к этим пунктам бытовых отходов.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчика совершить, и объем мероприятий требующий значительных временных и финансовых затрат, необходимых для их совершения, суд полагает необходимым установить срок для его исполнения продолжительностью в 2 года 6 месяцев.
При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан обязанность по организации пунктов бытовых отходов, предусмотренных п.18 правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №3 и определить порядок вывоза жидких бытовых отходов из жилых домов и организаций без централизованной системы водоотведения к этим пунктам бытовых отходов в течение 2 лет 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Д.М. Ханов