УИД № <данные изъяты>
Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Соликамск 01 сентября 2020 года
Судья Соликамского городского суда Пермского края Новикова О.В. (Пермский край, город Соликамск, улица 20-летия Победы, 155),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зебзеевой Э.М.,
с участием
законного представителя юридического лица Шатц Л.С.,
защитника Асанова Т.И.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, КДЮ
рассмотрев в помещении Соликамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «КОМФОРТАВТО», ИНН 5919029196, КПП 591901001, ОГРН 1185958026671, зарегистрированного 10.08.2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <...>, находящегося по адресу: <...>, <...>,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 17.06.2020 года главным госинспектором Западно-Уральского МУГАДН КДЮ 05.06.2020 года на основании распоряжения № от 08.04.2020 года на территории <...> проводились рейдовые мероприятия по проверке ТС в процессе эксплуатации, в ходе которых установлено, что ООО «Комфортавто», имея лицензию вида № от 15.04.2019 года по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, 05.06.2020 года осуществляло предпринимательскую деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и п. 7 «д» Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 года № 195, выразившееся в том, что в нарушение требований абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требований комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 877 о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями от 02.12.2014 года решением Коллегии ЕСК № 223), приложения 3 п. 13 (5) Приказа Минтранса Российской Федерации от 13.02.2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» допустило осуществление деятельности по перевозкам пассажиров по заказу автотранспортным средством ПАЗ-№ регистрационный знак № под управлением МНИ с неисправным или выключенным средством технического контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа); по требованию инспектора водитель МНИ не смог предоставить распечатку данных с тахографа в связи с отсутствием карты водителя, тем самым исключая возможность проверить соблюдение режима труда и времени отдыха; контрольное устройство – тахограф не регистрировал виды деятельности водителя на карту водителя и на автомобильное устройство.
Согласно предоставленного водителем МНИ путевого листа б/н от 05.06.2020 года его рабочая смена началась в 05 часов 18 минут (по времени прохождения медицинского осмотра переда выездом на линию), а в 21 час 40 минут он должен был доставить работников СКРУ-2 в конечный пункт на основании заявки № на перевозку пассажиров. Исходя из этого, рабочая смена водителя составляет более 12 часов. ООО «Комфортавто» при дефиците кадрового водительского состава не может в полном объеме обеспечить выполнение заключенных обязательств по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, соблюдая при этом требования нормативно-правовых актов, регламентирующих режим труда и время отдыха водителей. При данных обстоятельствах возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, так как любое транспортное средство является источником повышенной опасности, тем более перевозка пассажиров автобусами.
Действия ООО «Комфортавто» квалифицированы должностным лицом по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «Комфортавто» Шатц Л.С., действуя на основании Устава, в судебном заседании вину общества не признала и пояснила, что Общество не было уведомлено должностным лицом о проведении проверки. Указанное в протоколе транспортное средство находится в пользовании Общества, водитель МНИ состоит с Обществом в трудовых правоотношениях. Указанное должностным лицом транспортное средство оборудовано тахографом, которое находится в исправном состоянии, у МНИ имеется карта водителя, необходимая для работы тахографа. Из объяснительной водителя МНИ ей стало известно, что пассажиров в автобусе на момент проверки не было.
Защитник Асанов Т.И., действующий по доверенности, в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении. Считал, что протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, в нем не указано время и место совершения правонарушения. Полагал, что указанные в протоколе действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 11.23 КоАП РФ, по которой и был привлечен к ответственности водитель МНИ, в связи с чем оснований для привлечения к ответственности юридического лица не имеется. Также приводил доводы о заинтересованности должностного лица, составившего протокол, в исходе дела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - главный государственный инспектор отдела АТ и АДН и контроля международных автомобильных перевозок по <...> Западно-Уральского МУГАДН КДЮ в судебном заседании пояснил, что проверочные мероприятия проводились на основании рейдового задания. Сам он присутствовал также при проведении мероприятий. Составленный в ходе проверки акт осмотра был вручен водителю, который должен был передать документ должностному лицу Общества. На момент проверки в автобусе находились 2 пассажира, что отражено в акте. В указанном в протоколе автобусе действительно на момент проверки был установлен тахограф, сведения о котором включены в перечень сведений о моделях тахографов, однако он не был активирован картой водителя МНИ, поэтому в соответствии с действующим законодательством тахограф считается неработающим, что равнозначно отсутствию тахографа. Данные обстоятельства свидетельствует о грубом нарушении ООО «Комфортавто» лицензионных требований.
Заслушав законного представителя и защитника юридического лица, должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, нахожу производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В пункте 2 примечания к данной статье определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). При этом требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 года № 36 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, Правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Согласно п. 2 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к приказу от 13.02.2013 года № 36) на транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» в перечне сведений о моделях тахографов.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 года № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предусмотрены лицензионные требования, к которым относится обязанность лицензиата допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «д»).
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу п. 38 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 7 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В судебном заседании установлено, что ООО «Комфортавто» имеет лицензию № № от 15.04.2019 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
05.06.2020 года в 09.00 часов по адресу: <...> государственным инспектором отдела АТ и АДН и контроля международных автомобильных перевозок по <...> Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора МНН на основании рейдового задания о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации, утвержденного приказом заместителя начальника Западно-Уральского МУГАДН № от 08.04.2020 года, проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортного средства марки ПАЗ-№ государственный регистрационный знак №, используемого ООО «Комфортавто», под управлением МНИ, осуществлявшего перевозку 2 пассажиров на основании путевого листа и заявки № по маршруту «СКРУ-2 – Родники-5 ствол СКРУ-2 – КПП-2 зоны провала и обратно».
В ходе осмотра (обследования) транспортного средства было установлено, что у водителя МНИ отсутствует карта водителя.
По результатам проведенного проверочного мероприятия составлен акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств № от 05.06.2020 года.
Пунктом 10 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных приказом Минтранса России от 13.02.2013 года № 36, запрещено водителям осуществлять перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Пункт 12 Основных положений запрещает должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определен неработающий тахограф.
Согласно п. 7 раздела 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденных Приказом Минтранса России от 13.02.2013 года № 36 рабочий режим тахографа обеспечивается активированием карты водителя, соответственно при ее отсутствии тахограф находится в нерабочем состоянии.
В связи с вышеуказанными требованиями, должностное лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию, должно обеспечить условия для их соблюдения и не допускать водителя к управлению транспортным средством при отсутствии карты водителя.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что нахождение тахографа в нерабочем состоянии является нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, однако не свидетельствует о том, что транспортное средство не оснащено тахографом.
В ходе рассмотрения дела на основании договора № от 15.07.2019 года, сертификата калибровки тахографа, акта результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств № от 05.06.2020 года и объяснений должностного лица, составившего протокол и присутствовавшего при проведении осмотра (обследовании) транспортного средства 05.06.2020 года, судьей установлено, что транспортное средство ПАЗ-№ государственный регистрационный знак №, используемое ООО «Комфортавто», по состоянию на момент проведения осмотра (обследования) 05.06.2020 года было оснащено тахографом, сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» в перечне сведений о моделях тахографов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о выполнении ООО «Комфортавто» при осуществлении 05.06.2020 года деятельности по перевозкам пассажиров автобусом ПАЗ-№ государственный регистрационный знак № лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «д» пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, о допуске к осуществлению деятельности автобуса, оснащенного в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации, тахографом.
Грубое нарушение иных лицензионных требований в протоколе об административном правонарушении ООО «Комфортавто» должностным лицом не вменено.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Комфортавто» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ и ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности в области транспорта и установленный нормативными актами Российской Федерации режим государственного регулирования в области осуществления грузовых и пассажирских перевозок соответственно.
В связи с изложенным переквалификация действий ООО «Комфортавто» с ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ на ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ является невозможной.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КОМФОРТАВТО» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Дата изготовления мотивированного постановления – <дата>.
Судья О.В. Новикова