Дело № 2-3928/21 05 апреля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Писаревой А.А.,
при прокуроре Рыбаченко И.И.,
при секретаре Литвиновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского района г.Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга проведен рейдовый осмотр территории Приморского района Санкт-Петербурга на предмет установления (выявления) несанкционированных свалок. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка общего пользования по адресу: Санкт-Петербург, Беговая полоса финского залива со стороны Петровской аллеи. Морфология находится большое количество строительных отходов площадью около 50 куб.м., а именно: ветошь, доски, стекло, пластмасса, полиэтилен и прочее — несанкционированная свалка. Вышеуказанная территория объектом размещения отходов, внесенным в реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», не является. Указанная территория в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района не включена. Таким образом, администрацией Приморского района Санкт-Петербурга полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объеме не реализованы. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: Санкт-Петербург, Беговая полоса финского залива со стороны Петровской аллеи.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации Приморского района Санкт-Петербурга Москаленко С.А. в суде возражала против удовлетворения иска, приобщил к материалам дела пояснения по делу.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Поскольку ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, она предполагается экологически опасной, пока не доказано обратное. Невыполнение указанных требований экологического законодательства прямо нарушает права граждан, проживающих в близлежащих домах, находящихся на указанной территории, и других лиц на благоприятную среду обитания, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу положений части 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Кроме того, несанкционированный вывоз бытовых и строительных отходов является нарушением требований п.п. 3.1 и 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от 05.08.1988 г.
В соответствии со статьями 44 и 45 Устава Санкт-Петербурга, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 335-66 (ред. от 16.07.2010) «О Правительстве Санкт-Петербурга» Правительство Санкт-Петербурга формирует органы исполнительной власти и распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 №9 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.1 Положения администрация района Санкт-Петербурга (далее Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п. п. 3.10.4‚ 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки по факту размещения отходов на территории общего пользования Приморского района установлено наличие несанкционированной свалки адресу: Санкт-Петербург, Беговая полоса финского залива со стороны Петровской аллеи находится большое количество строительных отходов площадью около 50 куб.м., а именно: ветошь, доски, стекло, пластмасса, полиэтилен и прочее.
Таким образом, со стороны Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, выявлены нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Факт допущенных на названных объектах нарушений требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от 05.08.1988 г. в суде ответчиком признан.
В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность представлять доказательства возложена на лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что несоблюдение приведенных выше требований законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данные объекты, при этом отсутствуют доказательства устранения нарушений, суд признает иск обоснованным, в связи с чем, удовлетворяет его.
При определении срока исполнения решения суда суд принимает во внимание то, что ответчик был информирован о наличии данной несанкционированной свалки и должен был своевременно предпринять действия, направленные на ее ликвидацию. При таком положении, учитывая вредные последствия сохранения данной свалки, суд полагает возможным установить срок для исполнения 180 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Приморского района г.Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: Санкт-Петербург, Беговая полоса финского залива со стороны Петровской аллеи.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.