Дело № 2-4114/2022
11RS0005-01-2023-005246-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ухта, Республика Коми |
04 сентября 2023 года |
Судья Ухтинского городского суда Изъюров С.М., при секретаре Сычевой О.В., с участием прокурора Нефедова А.В., представителей ответчика Обрезкова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ухты в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ф.» об обеспечении работоспособности подъемной платформы,
установил:
Прокурор города Ухты обратился в Ухтинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ф.» (далее – ГБУЗ РК «УФП», Поликлиника) об обязании до <...> г. принять меры по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения на второй этаж здания, расположенного по адресу: ...., посредством обеспечения работоспособности подъемной платформы. В обоснование иска указано, что по на основании обращения прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой в здании, где располагается ответчик не созданы условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ маломобильных групп населения на второй этаж здания.
Прокурор заявленные требования прокурора поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве.
Министерство здравоохранения Республики Коми, извещено судом надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не прибыл, мнение по иску не выразил.
Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Прокуратурой г. Ухты на основании обращения Флейты А.О. в деятельности ГБУЗ РК «Ф.» проведена проверка.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ГБУЗ РК Ф.» Министерством здравоохранения Республики Коми выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от <...> г. №.... для предоставления услуг при оказании медицинской доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебной физкультуре, медицинской статистике, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу в косметологии, физиотерапии, функциональной диагностике, при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, по терапии, управлению сестринской деятельностью; аккушерству и гинекологии, дерматовенерологии, кардиологии, косметологии, лечебной физкультуре и отологии, оториноларингологии, рефлексотерапии, травмотологии и ортопедии, физиотерапии и прочее.
Согласно паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры .... утвержденного главным врачом ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» в 2015 году, трех этажное здание, расположенное по адресу: ...., находится в оперативном управлении ГБУЗ РК Ф.». Учреждение обслуживает следующие категории инвалидов: передвигающихся на коляске, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, слуха, умственного развития. В п. 3.4 приложения № 3 к паспорту в числе иных объектов указан лифт пассажирский (или подъемник).
Из акта обследования платформы подъемной с вертикальным перемещением от <...> г. следует, что эксперт ООО «Инженерный центр Высота» Моисеев К.А. по адресу: .... провел обследование платформы подъемной с вертикальным перемещением для инвалидов БК А 110 № ...., принадлежащей ГБУЗ РК «Ф.», что подтверждается паспортом устройства. Экспертом сделан вывод, что платформа неисправна.
Приказом ГБУЗ РК «Ф.» от <...> г. № .... «О прекращении работы подъемной платформы БК А 110 peг. № 12382» приостановлена работа подъемной платформы. Приказом ГБУЗ РК «Ф.» от <...> г. № .... «О запрете заботы подъемной платформы БК А 110 peг. №12382» работа подъемной платформы с вертикальным перемещением для инвалидов модели БК А 110 peг. № 12382 запрещена.
ГБУЗ РК «Ф.» издан приказ от <...> г. №.... «Об оказании медицинских услуг маломобильным гражданам в ГБУЗ РК «Ф.»», согласно которому в связи с временным прекращением работы подъемной платформы в целях оказания медицинских услуг по реабилитации, оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению услуг на объекте, медицинскому персоналу приказано проводить часть процедур для маломобильных граждан на первом этаже здания. Из объяснений и.о. главного врача Поликлиники Сухановой О.Б., главной медицинской сестры Карпухиной Н.Е. следует, что со второго этажа здания нет возможности перенести на 1 этаж процедурные кабинеты ударно-волновой терапии, магнитного стимулятора, криотерапии, программно-резонансного аккустического комплекса, сухой углекислой ванны, зал лечебной физкультуры, апппарат «Акварелакс», аппарат магнитотерапии «Калибри», кабинеты орошения минеральной водой, процедурный кабинет, 2 кабинета с аппаратом «Полимаг» по 2 места, кабинет «Теплогрязь», которые используются в том числе для оказания медицинских услуг и процедур для маломобильных групп населения (инвалидов, использующих кресла-коляски).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с Методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627, объекты учреждений здравоохранения вносятся к социальной инфраструктуре.
Согласно п. 6.2.13 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введеного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, здания следует оборудовать пассажирскими лифтами, доступными для маломобильных групп населения, при капитальном ремонте и реконструкции в целях обеспечения доступа инвалидов на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) допускается применять подъемные платформы вертикального перемещения, при затесненных условиях - платформы подъемные наклонного перемещения.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с вооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 иного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения. Указанный СНиП 35-01-2001» включен в п. 38 Установления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие требований СНиП 35-01-2001 распространяются также на уже существующие объекты, которые необходимо приспосабливать для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.04.2016 № 211 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда». В числе основных задач программы стоит формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
В соответствии с п.18 ч.9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283, министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет государственную функцию в отношении инвалидов по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, находящимся в оперативном управлении медицинских организаций, подведомственных Министерству, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя (п.52 приложения №2).
Министерство здравоохранения Республики Коми является учредителем ГБУ3 РК «Ф.».
На ходатайство ГБУЗ РК «Ф.» выделении средств на приобретенние и установку подъемной платформы с гртикальным перемещением для маломобильных групп населения в сумме 2 702 руб. Министерство здравоохранения Республики Коми письмом от <...> г... .... ответило отказом, мотивировав его острым дефицитом средств отрасли «Здравоохранение».
Бездействие ГБУЗ РК Ф.» по обеспечению работы подъемной платформы в поликлинике длительное время нарушает права инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов, передвигающихся на колясках, на посещение процедурных кабинетов, расположенных на 2 этаже здания поликлиники.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая, что факт отсутствия доступа для маломобильных групп населения на второй этаж здания Поликлиники нашел свое подтверждение, требование прокурора о возложении обязанности на ответчика принять меры по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения на второй этаж здания Поликлиники, подлежит удовлетворению.
Срок устранения выявленных недостатков, указанный прокурором в заявлении суд полагает разумным и соответствующим интересам сторон.
Суд отмечает, что в случае наличия обстоятельств затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик вправе обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Ухты в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РК Ф.» до <...> г. принять меры по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения на второй этаж здания, расположенного по адресу: ...., посредством обеспечения работоспособности подъемной платформы.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья С.М. Изъюров
Мотивированное решение суда изготовлено 11 сентября 2023 года.