Дело № 2-938/2022
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никифорова С.В.,
при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации города Канаш Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад №2» г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по согласованию с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий паспорта безопасности объекта МБДОУ «Детский сад № 2» г.Канаш, направлению его для утверждения главой администрации г. Канаш Чувашской Республики,
у с т а н о в и л :
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики с учетом последующих уточнений обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш, МБДОУ «Детский сад №2» гор. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу после согласования с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, направить паспорт безопасности объекта для утверждения главе администрации г. Канаш Чувашской Республики.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму, установлено, что охрана объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №2», отнесенного к 3 категории опасности, не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В процессе судебного разбирательства представлен акт обследования и категорирования объекта МБДОУ «Детский сад №2» о присвоении четвертой категории опасности (п. 13 пп. «г» Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006). Указав, что отсутствие утвержденного паспорта безопасности объекта ведет к существенному снижению уровня защищенности, что в случае совершения преступлений террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, прокурор, изменив предмет иска, обратился в суд с названными требованиями.
В судебном заседании прокурор Карлина О.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик администрация г.Канаш просил дело рассмотреть в отсутствии его представителя. В письменных возражениях на исковые требования прокурора он также указал, что паспорт безопасности МБДОУ «Детский сад №2» прошел согласование в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике и находится на согласовании в Управлении МЧС по Чувашской Республике.
Ответчик МБДОУ «Детский сад №2» и третьи лица Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Признав возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц, суд, выслушав прокурора, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурору предоставляется право обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение требований, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований по противодействии терроризму в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей (подпункт «д» пункта 11).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 (далее - Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований к защищенности объектов).
Из смысла законодательства (пункты 14, 15 Требований к защищенности объектов) следует, что всем объектам (территориям) присваивается комиссией созданной для обследования объекта, категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов образования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Согласно пунктов 43, 44 Требований на каждый объект (территорию) после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Таким образом, выполнять требования к антитеррористической защищенности и разрабатывать паспорт безопасности должны все образовательные учреждения. Обязанность по осуществлению мероприятий по антитеррористической защищенности возложена на законного правообладателя (это может быть и собственник, и арендатор).
Как установлено судом, Канашской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения МБДОУ «Детский сад №2» требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено, что здание, в котором располагается образовательное учреждение, отнесено к третьей категории опасности, но охрана объекта (территории) осуществляется сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем, что является нарушением требований федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О противодействии терроризму», пункта 25 Постановления №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации г.Канаш создана комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий) образования г. Канаш, которой принято решение о присвоении четвертой категории опасности, в соответствии с пп. «г» п. 13 Требований (л.д. <данные изъяты> ).
Мероприятия, направленные на антитеррористическую защиту объекта, которые изложены в Требованиях к защищенности объектов, являются обязательными для исполнения, их выполнение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних, нарушение права на образование в условиях безопасности.
Судом установлено, что учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад №2» является муниципальное образование - «город Канаш Чувашской Республики», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в нарушение пунктов 43, 44 Требований к защищенности объектов МБДОУ «Детский сад № 2» паспорт безопасности до настоящего времени с уполномоченными органами не согласован. Таким образом, образовательной организацией не приняты надлежащие меры к обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников учреждения.
Допущенные нарушения влияют на возможность совершения террористического акта, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью обучающихся и работников МБДОУ «Детский сад № 2» и иных граждан.
Выявленное положение дел противоречит закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципам обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и ведет к существенному снижению уровня защищенности, что в случае совершения преступлений террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок - в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, суд признает как разумный и достаточный для исполнения решения суда.
В силу части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» города Канаш Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>/КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) обязанность в течение двух месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу согласовать с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий паспорт безопасности объекта МБДОУ «Детский сад № 2» г. Канаш, после чего его направить для утверждения руководителем органа, являющегося правообладателем объекта или уполномоченным им лицом - главой администрации г. Канаш Чувашской Республики.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В.Никифоров
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2022 года