дело № 2-679/2020
16RS0041-01-2020-000806-22
2.176г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Глейдман А.А.,
при секретаре Шавалеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Р.Е. к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «<данные изъяты>» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Матвеева Р.Е. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «<данные изъяты>» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование исковых требований истец указала, что в соответствии с выписками из похозяйственной книги, ФИО2 принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке ею своими силами и за счет собственных средств была построена баня. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, при жизни не успев оформить право собственности на вышеуказанное имущество. Наследником по закону первой очереди являлся ее сын ФИО1, который фактически принял наследство, открывшееся после смерти ФИО2 Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, не оформив в установленном законом порядке фактически принятое наследственное имущество в виде строения – бани, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №. Истец является наследницей первой очереди по закону после смерти ее супруга ФИО1 В состав наследства включены жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Кроме указанных жилого дома и земельного участка, наследодатель при жизни владел баней, расположенной рядом с жилым домом на отдельном земельном участке с кадастровым номером №, которому присвоен адрес: <адрес>. В состав наследства данная баня не включена, хотя принадлежала наследодателю и является частью наследственной массы. По изложенным основаниям, уточнив заявленные требования, Матвеева Р.Е. просит суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание – баню, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности в порядке наследования на указанное строение.
Истец Матвеева Р.Е. и ее представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 с заявленными исковыми требованиями согласилась.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признал.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежаще уведомленного о времени и месте слушания данного дела.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
В соответствии частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законов и иных правовых норм, приобретается этим лицом.
На основании пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главой муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором ею за счет собственных средств была выстроена баня.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. Наследником первой очереди по закону после ее смерти являлся сын ФИО1, который фактически принял наследство, в том числе в виде указанной бани, поскольку на момент ее смерти и после нее был зарегистрирован и проживал с наследодателем по одному адресу: <адрес>, а также владел и пользовался всем принадлежавшим ей имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Наследницей первой очереди по закону после его смерти является истец Матвеева Р.Е., которая в установленном законом порядке обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и ДД.ММ.ГГГГ ей были выданы свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу ФИО1, в состав которого были включены жилой дом с надворными постройками и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Однако при жизни ФИО1 также владел и пользовался строением – баней, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, построенной, согласно данным технического паспорта, в ДД.ММ.ГГГГ году.
ФИО1, владея и пользуясь вышеуказанным объектом недвижимости как собственник, в установленном порядке свое право собственности не зарегистрировал, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, ввиду чего в состав его наследства указанное имущество включено не было.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что ФИО1 открыто и постоянно владел и пользовался вышеуказанным строением – баней, как собственник, при этом притязаний со стороны третьих лиц на данное имущество не имеется, при строительстве нарушений установленных норм не установлено, приходит к выводу, что баня, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, подлежит включению в состав наследства ФИО1
Поскольку Матвеева Р.Е. в установленном законом порядке приняла наследство после смерти ФИО1, его дочь ФИО5 отказалась от наследства в пользу истца, иных наследников не имеется, судом вышеуказанное строение – баня включено в состав наследства умершего, суд считает возможным признать за истцом право собственности в порядке наследования на данный объект недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Матвеевой Р.Е. удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, баню, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Матвеевой Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на баню, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 июня 2020 года.
Согласовано Судья А.А.Глейдман