Судья: Лапшина З.Р. Дело №33а-3202/2023
УИД: №
Дело № 2а-4206/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Роменской В.Н., Мыльниковой Н.В.,
с участием прокурора – Галкиной А.Н.,
при секретаре – Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сорокина А.А. на решение Советского районного суда г. Самары от 14 декабря 2022 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Майоров Д.П. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Сорокина А.А., освобождаемого из мест лишения свободы, указав, что последний имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем, с учетом уточнений (л.д. 35, оборот), просил установить в отношении него административный надзор сроком на 10 лет, с административными ограничениями в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации; запрета покидать место жительства в период с 22-00 час. до 06-00 час. следующих суток, за исключение случае, связанных с работой.
Решением Советского районного суда г.Самары от 14 декабря 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено. В отношении Сорокина А.А. установлен административный надзор сроком на 10 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, начало которого исчислять со дня постановки данного лица в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с административным ограничением в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час. следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой или учебой.
В апелляционной жалобе Сорокин А.А. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, просит назначить ему более мягкий вид административного надзора, учитывая положительные данные о личности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Сорокин А.А., представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Прокурор отдела прокуратуры Самарской области в заключении полагал, что решение суда является законным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и при рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2).
Судом установлено, что Сорокин А.А. осужден приговором Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области, с учетом апелляционного определения судебной коллегии Самарского областного суда по уголовным делам от 25 февраля 2015 г., по пункту «б» части 2 статьи 158, части 1 статьи 158, части 3 статьи 162, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.15-19, 20-21).
Из указанного приговора следует, что Сорокин А.А. совершил преступления небольшой тяжести (часть 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) и средней тяжести (пункт «б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации), и особо тяжкое преступление (часть 3 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации) при опасном рецидиве преступлений (л.д.19).
Окончание срока отбывания наказания 8 февраля 2023 г.
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области от 12 апреля 2021 г. Сорокин А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.13).Согласно характеризующим данным, представленным администрацией ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, Сорокин А.А. за время отбывания наказания характеризуется удовлетворительно, имеет 8 поощрений по итогам кварталов, за хорошее поведение и активное участие в жизни учреждения в виде досрочного снятия ранее наложенных взысканий, и предоставления дополнительного длительного свидания, также имел 9 дисциплинарных взысканий в виде письменных и устных выговоров, водворения в ШИЗО, все взыскания погашены. 12 апреля 2021 г. Сорокин А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия содержания за хранение запрещенного предмета (сотовый телефон, сим-карта), с 5 мая 2022 г. состоит в обычных условиях отбывания наказания, с 25 марта 2021 г. состоит на профилактическом учете как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, делает правильные выводы, однако требует контроля со стороны администрации, взаимоотношения поддерживает с различной категорией осужденных, взаимоотношения с другими осужденными строит ровные, конфликтных ситуаций старается избегать. К лечению <данные изъяты> относится добросовестно, лечится регулярно, предписания и рекомендации лечащего врача выполняет (диагноз <данные изъяты>), является инвалидом <данные изъяты> (л.д.6, 7).
Учитывая, что Сорокин А.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора по пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поскольку по данному основанию законом предусмотрен более длительный срок административного надзора, и оно предусматривает установление административного надзора, вне зависимости от того, имеются ли основания, предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Срок административного надзора в десять лет определен судом правильно, в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ и пункта «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Объем административных ограничений определен судом в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, нарушений в этой части не допущено. При этом установлен не максимальный перечень ограничений, предусмотренный названным выше законом. Оснований для отмены или изменения административных ограничений не усматривается.
Административное ограничение в виде явки поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения 2 раза в месяц, установленное в отношении Сорокина А.А., определено судом в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом обстоятельств дела, тяжести совершенных преступлений, поведения в период отбывания наказания, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также личности осужденного, с учетом его состояния здоровья.
Более того, установление данного административного ограничения в силу пункта 1 части 2 статьи 4 названного Федерального закона является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (2 раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц), и с учетом указанных выше обстоятельств дела является разумным.
Каких-либо оснований для уменьшения количества явок поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения административным ответчиком не приведено и судебной коллегий не установлено.
В целях профилактики совершения преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, суд пришел к выводу о необходимости установления Сорокину А.А. ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, за исключением случаев связанных с работой или учебой, при этом, судом приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, совершение преступления в ночное время (эпизод от 3 августа 2014 г.), тяжесть совершенных преступлений, характеризующие Сорокина А.А. обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы Сорокина А.А. о том, что при установлении административного надзора судом не учтены положительные данные о его личности, в том числе тот факт, что он переведен со строгих условий отбывания наказания на обычные, трудоустроен, неоднократно поощрялся администрацией исправительного учреждения, не влияют на правильность принятого решения, поскольку судом при определении объема административных ограничений учтены все представленные исправительным учреждением характеризующие данные о личности осужденного.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона).
Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК РФ).
Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. №2876-О, от 19 июля 2016 г. №1675-О и другие).
Вопреки доводам жалобы установленные судом меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Кроме того судебная коллегия полагает необходимым разъяснить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Самары от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –