Дело № 2-3549/2022
УИД 51RS0001-01-2022-003957-91
Изготовлено 15 сентября 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Кондрашовой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапаевой М.И. к администрации г. Мурманска, Комитету имущественных отношений г. Мурманска о предоставлении жилого помещения по договору мены взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Лапаева М.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Мурманска о предоставлении жилого помещения по договору мены взамен аварийного.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Мурманска № 3433 от 08.12.2015 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу КИО г. Мурманска от 05.10.2021, до настоящего времени требуемое жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м не приобретено. После его приобретения оно будет предложено истцу для заключения договора мены.
Полагая свои права нарушенными, просит суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м в г. Мурманске для заключения договора мены взамен аварийного.
До рассмотрения дела по существу к участию в дело в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных отношений г. Мурманска.
Истец Лапаева М.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил.
Представитель ответчика КИО г. Мурманска Синегурский А.Е. в судебном заседании не оспаривая факта признания дома аварийным и подлежащим сносу, с заявленными требованиями не согласился, указав, что постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 № 3610 была утверждена муниципальная программа г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018 – 2024 годы, в которую входит подпрограмма «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017», согласно приложению 2 которой планируемый срок окончания переселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован не позднее 01.09.2025. Полагает, что, с учетом приведенных выше Программ, реализация в настоящий момент выкупа у собственника принадлежащего ему жилого помещения или предоставления ему взаимен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену преждевременно и противоречит требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение признано непригодным для проживания граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
Указанный Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с этим, для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имело ли место задержка в реализации программы расселения граждан, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, принимались ли ответчиком меры о выселении жильцов спорного дома, в том числе, истца в другие жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что истец Лапаева М.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Постановлением администрации г. Мурманска от 08.12.2015 № 3433 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктами 3.1-3.4 названного постановления обязанность по реализации предусмотренных законом мероприятий по переселению граждан из спорного многоквартирного дома возложена на комитет имущественных отношений города Мурманска.
Постановлением Администрации города Мурманска от 13.11.2017 № 3610 «Об утверждении муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018 - 2024 годы» (далее - Постановление № 3610) утверждён порядок переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 года, где в приложении № 2 к Подпрограмме «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» многоквартирный дом <адрес> подлежит расселению с крайним сроком не позднее 01.09.2025.В пункте 3.2 Постановления № 3610 приведён график проведения мероприятий на 2022-2024 годы с определением объёмов финансирования и объёмом предполагаемых к реализации мероприятий.
Согласно приложению 2 указанной подпрограммы планируемый срок окончания переселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован не позднее 01.09.2025.
Лапаевав М.И. обратилась в администрацию г. Мурманска по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения при расселении аварийного дома <адрес>.
04.03.2022 КИО г. Мурманска уведомил истца о том, что после приобретения соответствующего благоустроенного жилого помещения оно будет предложено истцу для заключения договора мены.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 1655-О-О, согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Как установлено судом, истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма. Доказательств иного в материалы дела не представлено, суду не заявлено.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
При разрешении заявленного спора суд руководствуется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями подпункта «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и исходит из того, что жилищные права собственников жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Вместе с тем процедура по изъятию у собственников земельного участка и жилого помещения не начата, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения ответчиком не принято, соглашение о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого между органом местного самоуправления и собственниками не достигнуто. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Исходя из разъяснений, изложенных в подпункте «г» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2009 № 14, соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным и подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма не состоит, правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладает, а также, принимая во внимание, что решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, для государственных и муниципальных нужд не принималось, соглашение с собственниками о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого не заключалось, планируемый срок расселения многоквартирного дома в соответствии с действующей Программой не истек, требования Лапаевой М.И. о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору мены взамен аварийного, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░