Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-90/2022 от 17.11.2022

УИД 91RS0023-01-2022-001489-91

Дело № 12-90/2022

РЕШЕНИЕ

8 декабря 2022 года судья Черноморского районного суда Республики Крым Ильичева Н.П., с участием заявителя Рубцова А.В., представителя заинтересованного лица - Свинарь А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рубцова Алексея Вячеславовича на постановление Административной комиссия муниципального образования Черноморский район Республики Крым № 03-26-73/9-11 от 26.10.2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в отношении Рубцова Алексея Вячеславовича,

установил:

Постановлением Административной комиссия муниципального образования Черноморский район Республики Крым № 03-26-73/9-11 от 26.10.2022 Рубцов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», ему назначено административное наказание в виде предупреждения (далее – Постановление).

Не согласившись с указанным Постановлением, подана жалоба в которой Рубцов А.В. считает необходимым Постановление отменить и производство прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения и заявлять ходатайства; уведомление о составлении протокола и копию протокола Заявитель не получал; протокол был составлен спустя 22 дня после выявления правонарушения; представителю заявителя – Рубцовой А.И. не предоставили возможность ознакомиться с материалами дела, пояснили, что ознакомиться можно будет непосредственно в момент заседания Административной комиссии; полагает, что Заявитель добросовестно выполняет свои обязанности по содержанию НТО и близлежащей территории в порядке.

В судебном заседании Рубцов А.В. поддержал поданную жалобу, по основаниям указанным в жалобе; приобщил к материалам дела Приказ № 1 о режиме работы организации от 23.04.2019, просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Свинарь А.Д. возражала против удовлетворения жалобы, полагает, что Постановление вынесено законно и обосновано; к материалам дела приобщила письменные возражения.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, изучив жалобу, исследовав материалы дела, административный материал в отношении Рубцова А.В., приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Закону Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015) (далее - Закон Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015), настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления), а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.1.3 Закону Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015, общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний, регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Исходя из изложенного, с правом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать в судебном заседании корреспондирует обязанность суда предоставить указанному лицу такую возможность.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения, установленных статьей 29.6 КоАП РФ, сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Порядок отправления почтовой корреспонденции определен Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Согласно пункту 34 указанных Правил почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Согласно материалам дела, основанием для привлечения Рубцова А.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении, составленным 10.10.2022 в 11-00 главой администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым ФИО5, и обжалуемые в Постановлении выводы о том, что 19.09.2022 в 09-00 Рубцов А.В. допустил на прилегающей территории наличие мусора, наличие не покошенного травяного покрова высотой более 15 см, наличие сорняков, засохшей травы, тем самым нарушил п. 3.3 р. 4 Правил благоустройства территории муниципального образования Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым № 01-31-2022 от 14.07.2022.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением Рубцова А.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как усматривается из материалов дела, 10.10.2022 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», составлен должностным лицом – главой администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Филатовым Р.И. в отношении Рубцова А.В., в его отсутствие.

В материалах дела имеется адресованное Рубцову А.В. уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.09.2022 (далее - Уведомление), в котором указана дата составления протокола – 10.10.2022 в 10-00 по адресу: <адрес> администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым; материалы дела содержат сведения о том, что Уведомление направлялось Рубцову А.В. по почте 28.09.2022, вручено Рубцову А.В. 01.10.2022.

Судом установлено, что 10.10.2022 в с. Оленевка, в отношении Рубцова А.В. по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», без его участия, составлен Протокол об административном правонарушении № 9 (далее – Протокол) (л.д.28-29), составлен Акт об отсутствии виновного лица на составлении протокола об административном правонарушении (л.д.30); к материалам дело приложена почтовая квитанция об отправлении корреспонденции Рубцову А.В. с РПО ; 24.10.2021 вынесено Определение о назначении времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении, согласно которого назначено время и место рассмотрения дела об административном нарушении на 26.10.2022 в 15-00, адрес рассмотрения дела не указан (далее – Определение) (л.д.38); согласно отчета об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами , письмо, предположительно с Протоколом об административном правонарушении № 9, Рубцов А.В. получил 05.11.2022 в 17:45 (после вынесения обжалуемого Постановления); Определение Рубцов А.В. получил нарочно 26.10.2022, в день вынесения Постановления.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Рубцова А.В.; материалы дела содержат данные, которые свидетельствуют о том, что Рубцов А.В. не получал Протокол на основании которого вынесено Постановление; материалы дела содержат данные, которые свидетельствуют о том, что Рубцов А.В. надлежаще извещалась о дате рассмотрения протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 по адресу: пгт Черноморское, <адрес>, каб.23 (к материалам дела приложена телефонограмма); материалы дела не содержат сведений о том, что Рубцов А.В., по его письменному ходатайству был ознакомлен с материалами дела об административном правонарушении; - на основании изложенного, судом установлено нарушение требований статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Административной комиссией муниципального образования Черноморский район Республики Крым.

При установленных судом обстоятельствах, Рубцов А.В. на день рассмотрения административного дела Протокол не получил, был лишен возможности ознакомления со всеми материалами дела до заседания комиссии, возможностью воспользоваться юридической помощью защитника, тем самым нарушено право Рубцова А.В. на надлежащую защиту.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право Рубцова А.В. на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.

При указанных обстоятельствах постановление Административной комиссия муниципального образования Черноморский район Республики Крым № 03-26-73/9-11 от 26.10.2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в отношении Рубцова Алексея Вячеславовича, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, - 2 месяца; срок давности начинает исчисляться со дня совершения нарушения, а не со следующего дня (правовая позиция, изложенная в Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой»: впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения), т.е. срок давности по данному делу необходимо исчислять с 19.09.2022 по 18.11.2022, включительно.

Таким образом, рассмотрение дела происходит за пределами срока давности привлечения к административной ответственности,

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

В силу указанных норм истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы исключает возможность как возвращения дела должностному лицу (что противоречит статье 30.7 названного Кодекса), так и выяснению всех обстоятельств, необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрении дела.

На основании изложенного, имеются обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, разрешение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по существу не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Административной комиссия муниципального образования Черноморский район Республики Крым № 03-26-73/9-11 от 26.10.2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в отношении Рубцова Алексея Вячеславовича, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления, через Черноморский районный суд Республики Крым.

Судья                                Н.П. Ильичева

12-90/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Рубцов Алексей Вячеславович
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на сайте суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
17.11.2022Материалы переданы в производство судье
18.11.2022Истребованы материалы
22.11.2022Поступили истребованные материалы
08.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее