14RS0№-77
Дело № 2-10249/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 05 декабря 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Руфовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сергеевой ФИО10 в своих интересах и интересах ___ к Окружной администрации г. Якутска о признании нуждающейся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о признании нуждающейся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, указывая, что ФИО34 страдает тяжелой формой хронического заболевания, ответчик отказал в признании малоимущей и в принятии на учет. Просит признать нуждающейся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец Сергеева О.П., представитель истца Яхонтов О.С. по доверенности поддержали исковые требования и пояснил, что истцу было отказано в связи с достаточностью собственных средств, у них с дочерью № доли права собственности на жилое помещение по адресу: г. ____ кв.м. на каждого, лицевые счета разделены между сособственниками. ФИО11. является малоимущей, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Представитель Окружной администрации Федоров Е.К. в суде иск не признал и пояснил, что истцы не являются нуждающимися, просит в иске отказать.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Из материалов дела следует, что ФИО12 является инвалидом № группы бессрочно с диагнозом ___, что подтверждается протоколом врачебной комиссии от 13.06.2023 г., на основании приказа министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года №987н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» и под действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29 ноября 2012 г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Истец Сергеева О.П. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о признании их нуждающимися в жилом помещении.
Решением Комиссии ГО «город Якутск» от 28.08.2023 г. Сергеевой О.П. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях. Отказ мотивирован п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку заявитель и ее дочь ФИО13 зарегистрированы по адресу: г.Якутск ул. ____ в качестве матери собственника и собственника. Общая площадь № кв.м., дочери принадлежит № доли на праве собственности, то есть № кв.м., на каждого № кв.м., что не превышает учетную норму 9 кв.м., установленную по ГО «город Якутск». Сергеевой О.П. решением Комиссии ГО «город Якутск» от 28.08.2023 отказано в признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, так как не признана малоимущей и не принята на учет.
Как установлено судом ФИО14 является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенном по адресу: г.Якутск ул. ____ Совместно с ней зарегистрирована мать Сергеева О.П. также в спорном жилом помещении проживают сособственники Сергеев Ф.В. и ее сын Сергеев, фактически три семьи.
Распоряжением заместителя главы ГО г. Якутск от 15.12.2021 № № установлена опека над недееспособной ФИО15., ____ г.р. Истец Сергеева О.П. назначена опекуном над недееспособной ФИО16
Письмом ООО РКХ ЖКХ от 24.03.2023 № № подтверждается, что открыты лицевые счета с 01.12.2022 № № с площадью № кв.м. на ФИО17., и лицевой счет № № с площадью № кв.м. на Сергеева Ф.В. по адресу: г. Якутск, ул. ____.
Следовательно, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение занимают две отдельные семьи - истцы Сергеевы О.П., ФИО18
Выпиской из ЕГРП от 28.07.2023 № ___ подтверждается отсутствие у истца Сергеевой О.П. прав на объекты недвижимости на территории РФ.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно Постановлению ГСД г. Якутска № № от 16 сентября 2005 года норма предоставления площади по договору социального найма жилого помещения установлена в размере № кв.м. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, для постановки на учет необходимо установить наличие предусмотренных законом оснований, в силу которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
По уровню дохода и стоимости имущества семья Сергеевых О.П., ФИО19. подпадает под категорию граждан малоимущих. Средний доход семьи Сергеевых О.ПФИО20. меньше величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, что не оспаривается ответчиком.
По состоянию здоровья истец ФИО22 не может совместно проживать с другими гражданами в квартире.
При таких обстоятельствах ФИО23 может быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемых по договорам социального найма.
Суд установил, что основания, по которым Сергеевым О.П., ФИО24 отказано в постановке на соответствующий учет, противоречат нормам действующего законодательства.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Исходя из вышеизложенного, для предоставления гражданину страдающему заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16);для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением от 01.02. 202 № 3-П выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, который предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренным п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, признанному недееспособным и нуждающемуся по состояниюздоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной ч. 2 ст. 58 ЖК РФ возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.
С учетом изложенного у администрации г.Якутска имеется обязанность по предоставлению истцам Сергеевым жилого помещения по договору социального найма, ФИО25., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, опекуну недееспособной ФИО26 – Сергеевой О.П. во внеочередном порядке.
Ответчик как орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьей 14 (часть 1), 19 (пункт 3части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязан предоставить жилое помещение площадью не более № кв.м.
На основании вышеизложенного, иск подлежит в удовлетворении в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193- 199 ГПК РФ
решил:
Исковые требования Сергеевой ФИО28 в своих интересах и интересах ___ к Окружной администрации г. Якутска о признании нуждающейся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, - удовлетворить.
Признать Сергееву ФИО27 в своих интересах и интересах ФИО29 нуждающимися в жилом помещении.
Признать право за Сергеевой ФИО30 в своих интересах и интересах ФИО31 на внеочередное предоставление жилого помещения.
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить вне очереди Сергеевой ФИО32 в своих интересах и интересах ФИО33 благоустроенное жилое помещение общей площадью № кв.м., отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Николаева
Решение изготовлено 05.12.2023 года.