Дело ----- УИД -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года адрес
Ленинский районный суд адрес Республики в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием старшего помощника прокурора адрес ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
установил:
и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения, к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации: впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60х90 см. (впитываемостью от 1200 до 1900мл.) 1 шт. в сутки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от дата. -----
Требования мотивированы тем, что ответчик, в нарушение положений действующего законодательства, с дата. по настоящее время не обеспечивает ребенка-инвалида ФИО3 предписанными индивидуальной программой реабилитации указанными техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО5 просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что необеспечение ребенка-инвалида предписанными техническими средствами реабилитации обусловлено отсутствием поставщиков соответствующих средств реабилитации при объявлении электронных аукционов. Указала, что инвалид не лишен права получить компенсацию за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, в связи с чем со стороны ответчика отсутствует нарушение прав истца.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от датаг. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства РФ от дата N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил (абзац первый пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от дата N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Судом установлено, что ФИО1, дата. является ребенком-инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации ФИО1 -----.----- от дата, разработанной на срок до дата, предусмотрены технические средства реабилитации с указанием предельных параметров, в число которых входят впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90 см. (впитываемостью от 1200 до 1900 мл): 1 шт. (в сутки).
дата. ФИО1 был уведомлён Региональным отделением Фонда о постановке на учет для обеспечения: получения технических средств реабилитации, включая впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90 см. (впитываемостью от 1200 до 1900 мл).
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком, с дата. по настоящее время ФИО1 указанным средством реабилитации не обеспечен. Вместе с тем, не обеспечение ответчиком ребенка-инвалида указанным средством реабилитации нарушает право последнего на социальную защиту.
При указанных обстоятельствах с учетом приведенных норм материального права, требования прокурора являются законными и обоснованными в связи с чем подлежат удовлетворению.
Доводы стороны ответчика, что обязательства Регионального отделения Фонда по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации ограничены отсутствием поставщиков, а также возможностью получения истцом компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенное ТСР, в данном случае не могут быть приняты судом во внимание, так как данные обстоятельства влекут нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию. От реализации своего права путем получения именно технического средства реабилитации, а не получения компенсации за фактически приобретенные средства реабилитации, истец не отказывалася.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дата N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.
При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы (пункты 5, 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязательство по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, поэтому не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, осуществления закупок, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Право ребенка-инвалида на получение технических средств реабилитации ответчиком не оспаривается, данное право предоставлено инвалиду законом и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и законные интересы последнего.
Довод ответчика о том, что ФИО1 будет обеспечен техническим средствами реабилитации, после проведения всех обязательных процедур и подписания государственного контракта не может быть принят судом, поскольку действующим законодательством определены сроки обеспечения инвалидов необходимыми средствами. Истец не обращался с заявлением о выплате денежной компенсации, а наоборот обратился с заявлением о предоставлении спорных ТСР.
Таким образом, то обстоятельство, что законный представитель истца не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации с последующей компенсацией расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.
Учитывая изложенное, а также установленные по делу обстоятельства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (------) обеспечить ФИО1, дата года рождения, уроженца адрес Республики (------. ------ Отделом ЗАГС администрации адрес), техническими средствами реабилитации: впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60х90 см. (впитываемостью от 1200 до 1900мл.) 1 шт. в сутки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от дата. -----.-----
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В.Порфирьева
Мотивированное решение составлено дата