Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-606/2024 (2-4568/2023;) ~ М-2499/2023 от 25.07.2023

Дело № 2-606/2024                    14 мая 2024 года

УИД    78RS0020-01-2023-003641-52            г.Санкт-Петербург

                    РЕШЕНИЕ

Именем российской федерации

Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Е.С.

при секретаре Щевелёвой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора г.Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,

с участием представителя истца помощника прокурора Димовой Е.Ю., представителя ответчика Заруцкой Н.В. (по доверенности от 14.11.2023 № 5-р),

Установил:

Природоохранный прокурор г.Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства     и потребления с территории земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015103:89, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, пос.Шушары, Пулковское шоссе, уч.1 (юго-восточнее д.54, литера И по Пулковскому шоссе).

Помощник прокурора Димова Е.Ю. иск поддержала.

Представитель ответчика просила в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по информации Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного складирования отходов на территории Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.

В ходе проверки установлено, что на территории Пушкинского района г. Санкт-Петербурга в границах земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015103:89, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, Пулковское шоссе, уч. 1 (юго-восточнее д. 54, литера И по Пулковскому шоссе) не санкционированно складированы отходы производства и потребления, а именно: строительные отходы, отходы от демонтажа деревянных сооружений, использованные автомобильные покрышки, бытовые отходы и др.

Согласно информации СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» вышеуказанный земельный участок относится к землям, свободным от прав третьих лиц.

Указанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Исходя из ст.5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ), субъектами профилактики правонарушений являются, в том числе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Одним из основных направлений профилактики правонарушений в силу положений ст. 6 указанного Федерального закона являются: обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды.

Реализация указанных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством: выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера; использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия; применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений, в том числе, административного характера в целях предупреждения правонарушений; проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Статьей 11 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений отнесено: разработка и принятие мер по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территории субъекта Российской Федерации; обеспечение взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; осуществление профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия; осуществление иных полномочия в сфере профилактики правонарушений.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п.1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

В силу пункта 1.4 Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт- Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт- Петербурга в сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Для реализации данных задач пунктами 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.

Согласно пункту 4.42 Положения об администрациях районов Санкт- Петербурга Администрация организует в пределах компетенции деятельность по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге.

В соответствии с п. 2.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.

Администрацией Пушкинского района г. Санкт-Петербурга полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки не реализованы, свалка не ликвидирована.

При определении срока, в который ответчику надлежит организовать работы по ликвидации свалки отходов производства и потребления с территории земельного участка суд учитывает, что площадь указанной свалки 16244 кв.м., ее ликвидация возможна только после разработки проектно-сметной документации.

В силу п. 3.2.3.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.04.2018 № 100-р (далее - Регламент) для включения несанкционированной свалки отходов в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района в случае, если ее площадь превышает 500 кв м., необходима разработка проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов на основании разрешительного письма Комитета по градостроительству и архитектуре (п. 7.1-1 Приложения № 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года №961).

Из письменных возражений ответчика следует, что в 2023 году Администрацией в целях организации работ по ликвидации свалки направлен запрос в Комитет финансов Санкт-Петербурга на выделение дополнительных бюджетных средств.

Организация работ по ликвидации свалки, включающая в себя, в том числе разработку проектно-сметной документации, осуществляется посредством закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), что требует соблюдения установленных законов процедур (включение в план закупок, подготовка и размещение извещения о проведении торгов, сама процедура торгов, мораторий на заключение контракта, заключение контракта), которые носят длительный характер.

После проведения торгов в соответствии с Законом о закупках, заключается государственный на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки (далее - Контракт) в срок до 30.09.2024.

Для разработки разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки требуется выполнить инженерные изыскания для создания инженерно-цифровых топографических планов, выполнить отбор проб почвы, что требует длительного периода выполнения и может быть произведено только в агротехнический период (т.е. с 15 апреля по 15 октября).

В результате разработки разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки, площадь которой более 500 кв.м., определяются ее основные параметры (размер, объем, состав отходов), а также расчет сметной стоимости работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, что необходимо для включения данной свалки в проект адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов, на основании которого формируются предложения по формированию проекта бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год в части, касающейся расходов на обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, рекультивации их территорий (в случае необходимости) на территории района (п. 3.2.3.8 Регламента).

После завершения работ по проектированию администрация может направить заявку в Комитет финансов Санкт-Петербурга на выделение дополнительных бюджетных средств на ликвидацию данной свалки.

В связи с тем, что ликвидация свалки без разработки проектно-сметной документации невозможна, суд считает возможным согласиться с доводами ответчика о том, что организация работ по ликвидации свалки возможна в срок до 31 декабря 2025 года. Указанный срок суд считает разумным.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

Учитывая изложенное в совокупности, суд удовлетворяет иск.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок до 31.12.2025 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства     и потребления с территории земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015103:89, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, пос.Шушары, Пулковское шоссе, уч.1 (юго-восточнее д.54, литера И по Пулковскому шоссе).

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение составлено 15.05.2024

2-606/2024 (2-4568/2023;) ~ М-2499/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга
Ответчики
Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга
Суд
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Петрова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
psh--spb.sudrf.ru
25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Подготовка дела (собеседование)
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Дело оформлено
20.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее