Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-191/2021 от 24.03.2021

Судья Михеева С.А.

№21-191/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

14 мая 2021 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 02 декабря 2020 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 02 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда РК от 18 февраля 2021 г., ООО «Карлис-Вяртсиля» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 43 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.

Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданных в вышестоящий суд жалобе и дополнениях к ней генеральный директор ООО «Карлис-Вяртсиля» (...) и защитник (...) просят отменить решение судьи, принятое по результатам пересмотра постановления о назначении административного наказания, мотивируя свои доводы отсутствием в рассматриваемом случае события и состава вменяемого лесопользователю правонарушения.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Исходя из положений ст.16 Лесного кодекса РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474 (в редакции, действующей на момент выявления вменяемого деяния), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч.5 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

В силу положений п.18 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626 (нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), при осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с п.22 настоящих Правил. Исключение составляют отдельные деревья или группы деревьев, подлежащие оставлению в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, если они не являются источниками распространения опасной патологии и объектами повышения пожарной опасности, подлежащими обязательному удалению в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах.

Лесоводственная целесообразность осуществления рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, устанавливается по следующим признакам: породный состав, полнота и густота древостоя, сомкнутость его полога, соотношение высот деревьев разных пород и категорий, размещение деревьев по площади (п.27 Правил ухода за лесами).

Пунктом 110 Правил ухода за лесами предусмотрено, что при проведении рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений по пространственному размещению по площади лесного участка вырубаемых и оставляемых деревьев должна применяться равномерная рубка, в том числе при групповом или куртинном размещении деревьев целевых древесных пород. Отбор деревьев производится так, чтобы обеспечить равномерность размещения по площади оставляемых на выращивание деревьев целевых пород. Интенсивность рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений должна определяться снижением абсолютной полноты древостоя.

В соответствии со ст.16.1 Лесного кодекса РФ и подп.5.2.165 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219, был издан приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».

Из содержания пп.1, 5 Приложения 1 к приведенному приказу Минприроды России следует, что юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.

Из материалов данного дела следует, что в целях заготовки древесины 24 декабря 2014 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и (...) был заключен договор аренды в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49 330 га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском и Паннильском участковых лесничествах Пряжинского лесничества (в настоящее время - ГКУ РК (...) согласно п.4.4.2 которого арендатор обязан не допускать нарушений установленных норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, режима особой охраны особо охраняемых природных территорий.

В дальнейшем на основании дополнительного соглашения, заключенного 18 апреля 2018 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ООО «Карлис-Вяртсиля» с учетом переуступки 23 марта 2018 г. права аренды лесного участка от ООО (...) к ООО «Карлис-Вяртсиля» перешли права и обязанности арендатора по упомянутому договору.

В период с 23 декабря 2018 г. по 22 декабря 2019 г. лесной участок, находящийся в квартале 71 выделе 19 делянки 3 Кинелахтинского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины на основании лесной декларации от 12 декабря 2018 г. .

Также по делу установлено, что в ходе проведенного 01 июня 2020 г. уполномоченными должностными лицами ГКУ РК (...) осмотра лесосеки был выявлен факт нарушения ООО «Карлис-Вяртсиля» порядка проведения рубок лесных насаждений (после завершения работ оставлены недорубы в виде отдельно стоящих деревьев в общем объеме 45,78 куб.м: породы береза - 38,78 куб.м, осина - 7 куб.м, тогда как технологической картой разработки лесосеки такого не предусмотрено (лесопользователем не проведена равномерная рубка по всей площади лесосеки).

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства в затронутой сфере в отношении ООО «Карлис-Вяртсиля» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 02 декабря 2020 г. юридическое лицо привлечено к указанной административной ответственности.

Подвергнув при пересмотре постановления должностного лица анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по настоящему делу, оценив их в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.2 ст.8.25 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на лесопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, судья правильно решил о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной стороны состава инкриминируемого деяния.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения лица к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.

С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются допустимыми и обоснованно приняты субъектами административной юрисдикции в качестве таковых при вынесении обжалуемых по настоящему делу актов.

Нарушений порядка осмотра лесосеки и освидетельствования мест рубок, установленных в Приложении 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», свидетельствующих о недопустимости акта осмотра лесосеки от
08 июня 2020 г., не установлено.

Достоверность полученных с использованием метода перечислительной таксации сведений об оставлении лесопользователем недорубов в виде отдельно стоящих деревьев породы осина и береза в общем объеме 45,78 куб.м сомнений не вызывает.

Ссылка в жалобе на недопустимость результатов измерений, полученных в ходе осмотра лесосеки на основании замера пней с помощью мерной скобы, ввиду отсутствия сведений о прохождении измерительным средством поверки отмену постановления должностного лица и решения судьи не влечет, так как данный прибор не включен в Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденный постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 №250 (указанное средство имеет сертификат соответствия предъявляемым к данного рода измерительным приборам требований).

Несогласие с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, толкованием положений КоАП РФ и специального законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с тем, что положениями КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных постановлений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими актами, и при рассмотрении дела об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм, ссылка в жалобе на судебную практику при разрешении данного дела во внимание принята быть не может.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 02 декабря
2020 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-191/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Карлис-Вяртсиля"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

КоАП: ст. 8.25 ч.2

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
25.03.2021Материалы переданы в производство судье
13.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее