Дело № 2-977/2024 (УИД: 44RS0001-01-2023-002411-70)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре судебного заседания Макарычеве Д.М.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Молокова ФИО11 к Департаменту здравоохранения Костромской области, ОГБУЗ « Городская больница г. Костромы», ГУП «Костромская областная аптечная база» о возложении обязанности предоставить протокол заседания врачебной комиссии, обеспечить медицинскими изделиями
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском в интересах Молокова ФИО12 к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить тест-полосками, иглами инсулиновыми в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой было установлено, что Молоков О.С. страдает заболеванием «...», в связи с чем нуждается в обеспечении лекарственных препаратов «Тресиба» 28, Фиасп 8 (10). Молокову О.С. в связи с наличием указанного заболевания необходимо контроль уровня сахара в крови не менее 6 раз в сутки, он использует глюкометр Сателлит Экспресс, потребность тест-полосок 180 шт. в месс. Кроме того, ему требуются иглы для инсулинового шприца 5 мм. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Костромская областная аптечная база» и департаментом здравоохранения Костромской области Молоков О.С. тест-полосками и иглами в 2023 году не обеспечивался.
В ходе судебного разбирательства истец в лице своего представителя требования неоднократно уточнял и в окончательном виде просил суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база» обеспечить медицинскими изделиями и лекарственными средствами, в том числе, и по выписанными рецептам: тест-полосками к глюкометру Саттелит-экспресс, иглами для инсулиновых шприц-ручек №5, глюкагоном, этиловым спиртом, ланцетами к прокалывателю Accu-Chek Fast Clix, Colecalciferol раствор для приема внутрь в масле 20 000 МЕ витамин D3, Pancreatinum капсулы кишечнорастовримые 10 000 МЕ в необходимом объеме по медицинским показаниям, а также системами непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, датчиками Freestyle Libre мониторинга глюкозы, совместимых со сканером Freestyle Libre, а также сканером Freestyle Libre, на ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» просит возложить обязанность предоставить протокол заседания врачебной комиссии.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 декабря 2023 г. исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Молокова ФИО13 к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями удовлетворены. На Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение Молокова ФИО14, <дата> года рождения, уроженца гор. Костромы, СНИЛС ..., тест-полосками к глюкометру Саттелит-экспресс, иглами для инсулиновых шприц-ручек №5, глюкагоном, этиловым спиртом, ланцетами к прокалывателю Accu-Chek Fast Clix, Colecalciferol раствор для приема внутрь в масле 20 000 МЕ витамин D3, Pancreatinum капсулы кишечнорастовримые 10 000 МЕ в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> требования Молокова О.С. к Департаменту здравоохранения Костромской области,ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», ГУП «Костромская областная аптечная база» о возложении обязанности предоставить протокол заседания врачебной комиссии, обеспечить медицинскими изделиями: системой непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, датчиками Freestyle Libre мониторинга глюкозы, совместимых со сканером Freestyle Libre, а также сканером Freestyle Libre, выделены в отдельное производство.
В судебное заседание истец Молоков О.С. и его представитель на основании доверенности Галичев С.В. не явились. О рассмотрении дела судом извещались надлежащим образом. От Молокова О.С. в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. В письменном ходатайстве он исковые требования поддержал в полном объёме. Обращает внимание суда на то, что необходимость для обеспечения системами непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови обусловлена назначением лечащего врача- эндокринолога Королевской С.Н. На основании рецептов летом данные системы истцу были выданы. Остальные рецепты не были обслужены, их поставили на отсроченное обслуживание. Мониторинг уровня глюкозы в крови осуществляется истцом ежедневно, ведётся дневник самоконтроля, с которым знакомится эндокринолог в дни приёма и на основании чего корректирует лечение.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. исковые требования не признал. В судебном заседании и в письменных отзывах. указал, что все рецепты, выписанные Молокову О.С.(на основании которых может быть произведено обеспечение лекарственными препаратами), согласно данным региональной системы обслужены, что подтверждается счетами на пациента.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия «Костромская областная аптечная база» Бойко К.А. исковые требования не признала. В судебном заседании и в письменном отзыве указала, что в соответствии со статьей 1 Закона Костромской области №235-7-ЗКО «О полномочиях государственного унитарного предприятия Костромской области на оказание услуг, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» государственное унитарное предприятие «Костромская областная аптечная база» осуществляет полномочия в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой, на оказание социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Порядок организации обеспечения населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50- процентной скидкой, а также отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливается администрацией Костромской области. Постановлением Администрации Костромской области от 29.08.2022 № 436-а «Об организации оказания услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50- процентной скидкой, а также отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» в целях организации оказания услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в соответствии с Законом Костромской области от 12 июля 2022 года № 235-7-ЗКО «О полномочиях государственного унитарного предприятия Костромской области на оказание услуг, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» постановлено утвердить: порядок организации оказания услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой (приложение № 1); порядок организации оказания социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (приложение № 2).Департаменту здравоохранения Костромской области предписано организовать обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой, а также отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов. В соответствии с порядком организации оказания услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой (приложение № 1) и порядком организации оказания социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (приложение № 2) определен механизм взаимодействия департамента здравоохранения Костромской области, государственного унитарного предприятия «Костромская областная аптечная база» и областных государственных медицинских организаций в целях обеспечения населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой, а также в целях обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции государственного заказчика на право заключения государственного контракта с государственным унитарным предприятием «Костромская областная аптечная база» на оказание услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой и на оказание социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В соответствии с пунктами 3, 5, 6, 7, 8 и 9 порядка организации оказания услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой (приложение № 1) и порядка организации оказания социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (приложение № 2), оказание услуги по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями представляет собой упорядоченную систему закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, их приемки, хранения, комплектования, транспортировки и передачи в пункты отпуска, отпуск из пунктов отпуска (розничных структурных подразделений государственного унитарного предприятия «Костромская областная аптечная база» и сторонних аптечных организаций на договорной основе). Областные государственные медицинские организации направляют в департамент здравоохранения Костромской области заявку для формирования потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях в сроки и в порядке, утвержденном департаментом здравоохранения Костромской области. Департамент здравоохранения Костромской области формирует сводную заявку для организации планирования закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий на основании заявок областных государственных медицинских организаций в сроки и в порядке, утвержденном департаментом здравоохранения Костромской области. Департамент здравоохранения Костромской области направляет в государственное унитарное предприятие «Костромская областная аптечная база» сводную заявку для организации планирования закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий в сроки и в порядке, утвержденном департаментом здравоохранения.. На основании сформированной сводной заявки департамент здравоохранения Костромской области и государственное унитарное предприятие «Костромская областная аптечная база» заключают государственные контракты на оказание услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (далее государственный контракт).Следовательно, государственное унитарное предприятие «Костромская областная аптечная база» не имеет полномочий самостоятельно принимать решения о закупке товаров аптечного ассортимента и их распределении в пункты отпуска для обеспечения льготных категорий граждан. В данной цепочке является лишь исполнителем, в то время как Департамент здравоохранения Костромской области является государственным заказчиком и распорядителем. В адрес государственного унитарного предприятия «Костромская областная аптечная база» от Департамента здравоохранения Костромской области не поступали разнарядки на следующие медицинские изделия: системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови: датчики и сенсоры.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» Соколова А.С. в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. В письменном отзыве обоснованность исковых требований не признала и указала, что Молоков О.С. проходит амбулаторное лечение в поликлинике для взрослых № 1 г. Костромы, ул. Профсоюзная, д. 10, которое является структурным подразделением ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы». Молоков О.С. находится на диспансерном учёте у врача эндокринолога с диагнозом: .... Рецепты на все лекарственные препараты пациенту выписываются в рамках региональной льготы ив полном объёме. Региональное законодательство предусматривает обеспечение средствами для диагностики: тест-полосками для определения сахара в крови и расходными материалами для инсулиновых шприц- ручек, игл только для детей до 18 лет и пациентов старше 18 лет, страдающих инсулинозависимым сахарным диабетом. Согласно протокола ВК, на данные препараты подана общая годовая заявка в ДЗКО. В соответствии с Постановлением администрации Костромской области от 30 апреля 2013 г. № 195-а «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Костромской области»- приобретение расходных материалов для обеспечения помповой инсулинотерапии, глюкометров и тест- полосок для измерения сахара крови предусмотрено только для детей( п.4.3.1). Обеспечение лекарственными препаратами относится к полномочиях департамента здравоохранения Костромской области Относительно порядка выписки рецептов на льготные лекарственные препараты может пояснить следующее: Согласно п. 1.1. Приложения № 13 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно- поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и вписываются рецепты на них. Самостоятельно лечащим врачом или врачом - специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи. Обязанностью лечащегося врача медицинского учреждения является выписка рецептов при наличии соответствующих показаний. Вопрос о наличии показаний разрешается путём назначения и проведения врачебной комиссии, которая состоялась 24 ноября 2023г. Согласно выводам врачебной комиссии для разрешения вопроса по формированию персонифицированной заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия( вне рамок региональной льготы) Молокову О.С. рекомендован курс стационарного лечения в эндокпринологическом отделении ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Е.И. Королева», где имеется возможность суточного мониторинга сахара в крови.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», являющийся базовым нормативным правовым актом в данной сфере.
Согласно статье 4 данного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Закона).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона ).
Как установлено судом, Молоков О.С., <дата> г.р., страдает заболеваниями «...».
Из представленных счетов на пациента следует, что Молоков О.С. системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови, датчиками Freestyle Libre, сканером Freestyle Libre не обеспечен.
Согласно положениям ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. « 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством РФ.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Закона).
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
При этом, медицинское изделие: системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, датчик Freestyle Libre, сканер Freestyle Libre предназначенные для измерения уровня глюкозы, в указанный перечень не включены.
Постановлением Администрации Костромской области № 680-а от 30 декабря 2022г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»(в настоящее время постановление утратило силу) была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Приложение № 2 к указанной программе содержит Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой
Пункты 87 и 89 Приложения содержали указание на предоставление следующих средств диагностики: тест-полосок для определения сахара в крови, систем непрерывного мониторинга глюкозы в крови и расходных материалы к ним (для детей до 18 лет; пациентов старше 18 лет, страдающих инсулинозависимым сахарным диабетом) и расходные материалы для инсулиновых шприц- ручек: иглы для инсулиновых шприц-ручек (для детей до 18 лет; пациентов старше 18 лет, страдающих инсулинозависимым сахарным диабетом).
С 01 января 2024 г. вступило в силу Постановление Администрации Костромской области от 29.12.2023 № 616-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», утвердившее Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно п. 48 Порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями, в том числе на дому, при вызове медицинского работника, при наличии заболеваний и состояний, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, застрахованные лица обеспечиваются расходными материалами, мягким инвентарем, медицинским инструментарием и другими изделиями медицинского назначения (медицинскими изделиями) в порядке и объеме, предусмотренными законодательством Российской Федерации( пп.. 10);
Приложение № 2 содержит Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В данном перечне предоставление средств диагностики в виде системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови не предусмотрено.
Приказом Минздрава России от 26 октября 2023 г. № 577н ( вступил в действие с 01 января 2024 г.) «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» утверждён Стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение).
Указанный стандарт в качестве лабораторных методов исследования предусматривает возможность предоставление услуги исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (код услуги А09.05.023.001): при проведении непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени вне зависимости от условий оказания медицинской помощи с частой предоставления 0.11 и при проведении флеш-мониторирования глюкозы вне зависимости от условий оказания медицинской помощи с частотой предоставления 0.22. Усреднённый показатель кратности применения 365.
Стандарт содержит пояснения, что вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 - указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.
Как следует из анализа Стандарта им предусмотрена возможность проведения Лабораторных исследований в виде исследование уровня глюкозы в крови( код услуги А 09.05. 23): при диагностики и лечения тяжелой гипогликемии вне зависимости от проведения непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторирования глюкозы стационарно, без проведения непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторирования глюкозы с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок амбулаторно и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора стационарно или в условиях дневного стационара, при проведении непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок амбулаторно и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора стационарно или в условиях дневного стационара.
Анализ положений Стандарта свидетельствует о том, что в амбулаторных условиях возможно проводить исследование уровня глюкозы в крови без применения системы непрерывного мониторирования, с применением тест- полосок. Для предоставления медицинской услуги: исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, должны быть соответствующие медицинские показания.
В силу п.3.2 Клинических рекомендация «Сахарный диабет у взрослых 1 типа» (применяемые с 01 января 2024 г.) для самоконтроля уровня глюкозы крови рекомендуется применять глюкометры, предназначенные для индивидуального использования. В настоящее время существуют глюкометры с настройкой индивидуального целевого диапазона гликемии, а также глюкометры с функцией беспроводной передачи данных об уровне глюкозы медицинским специалистам, родственникам или в установленное на смартфон пациента специальное приложение для использования при дистанционном наблюдении. В настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ не исключают традиционный самоконтроль гликемии при помощи глюкометров! Использование НМГ в реальном времени и ФМГ может быть полезным для пациентов с СД 1, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, особенно беременных женщин, а также при нарушении распознавания гипогликемии.
Анализ вышеназванного Стандарта и Клинических рекомендаций свидетельствует о том, что система непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови (исходя из её функций) является дополнительным средством контроля гликемии. В Перечень медицинских изделий, которыми подлежат обязательному обеспечению больные Сахарным диабетом 1 типа, данная система не входит. Обеспечение данной системой всех больных сахарных диабетом Стандартом оказания медицинской помощи и Клиническими рекомендациями не предусмотрено.
В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу ч. 2 ст. 48 данного Федерального закона врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 502н, врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям.
Как следует из протокола решения врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы от 24 ноября 2023 г. при решении вопроса о льготном(бесплатном) обеспечении пациента Молокова О.С. необходимыми лекарственными препаратами, для решения вопроса по формированию персонифицированной заявки рекомендован курс стационарного лечения в эндокринологическом отделении ОГБУЗ КОКБ им Королева, где имеется возможность суточного мониторинга сахара в крови, а также повторная консультация гастроэнтеролога для корректировки лечения.
Указание на необходимость применения системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, сканера и датчиков Freestyle Libre в данном протоколе отсутствует. Данное решение не оспорено и незаконным не признано.
Судом проанализированы представленные истцом и его представителем копии медицинских документов. Из медицинских документов усматривается, что во всех назначениях медицинских организаций указывается на необходимость самоконтроля уровня сахара крови с разной частотой: 8-10 раз в день, ведение дневника самоконтроля(выписной эпикриз от 11.04. 2022),самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки(осмотр врача от <дата>), самоконтроль глюкозы не менее 6 раз в сутки(осмотр врача от <дата>), частый контроль гликемии до 7-8 раз в сутки(осмотр врача от <дата>), самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки(осмотр врача от <дата>), самоконтроль глюкозы не менее 6 раз в сутки(осмотр врача <дата>),самоконтроль глюкозы не менее 6 раз в сутки осмотр врача от 22.09. 2023). Возможность проведения указанного самоконтроля с использованием системы непрерывного мониторирования указана в осмотрах от <дата> и от <дата> При этом данных о том, что указанны метод является единственно возможным(с учётом состояния здоровья истца) и поэтому обязательным из содержания протокола амбулаторного приёма врача- эндокринолога ФИО9 не усматривается.
Факт выдачи рецептов на указанные медицинские изделия и их обслуживание в летнее время 2023 г.( на что ссылается истец) прав истца не нарушило, поскольку дополнительное обеспечение истца медицинскими изделиями, не назначенными ему по жизненным показаниям, направлено на улучшение качества оказания медицинской помощи, сверх жизненно необходимого, подлежащего предоставлению гражданину в целях сохранения его жизни и здоровья. Но данное обстоятельство не свидетельствует о возникновении безусловного права истца Молокова О.С. на обеспечение данными медицинскими изделиями в будущем.
Вопреки доводам представителя истца, само по себе включение в Стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1053н,(действовавший ранее) такой медицинской услуги, как исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, а также однократное назначение для применения указанной системы лечащим врачом, не свидетельствует о наличии оснований для обеспечения истца медицинским изделием в виде указанной системы непрерывного мониторирования, сканера и датчиков датчика FreeStyle Libre, поскольку назначение по жизненным показаниям врачебной комиссией не установлено.
В данном случае использование датчиков и сканера FreeStyle Libre не влияет на жизненные функции, а является только способом измерения уровня глюкозы в крови, данные измерения истец производит самостоятельно с использованием тест-полосок, которые предоставляются ему в объеме, установленном назначениями врача, в том числе, в зависимости от необходимого количества суточных измерений.
С учётом положений ст. 56 ГПК РФ, судом предлагалось истцу Молокову О.С. представить доказательство: заключение судебно- медицинской экспертизы, которое бы позволило сделать вывод о наличии- отсутствии оснований применения данной системы в отношении истца, но данный вид доказательства суду предоставлен не был.
Оснований для назначения данной судебно- медицинской экспертизы по инициативе суда, не имеется.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности по обеспечению истца Молокова О.С. системой непрерывного мониторирования, сканером и датчиками FreeStyle Libre.
Разрешая требования о возложении на ГУП «Костромская областная аптечная база» обязанность обеспечить Молокова О.С. данными медицинскими изделиями в соответствии с выписанными рецептами, суд приходит к следующему:
Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12.04. 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу пункта 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Согласно пункту 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года № 1094н, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
В силу п. 21 Порядка рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) и предназначенные для отпуска лекарственных препаратов гражданам, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, действительны в течение 30 дней со дня оформления, за исключением случаев оформления рецепта в соответствии с пунктами 38 и 39 настоящего Порядка, при которых он действителен в течение 15 дней со дня оформления.
На период рассмотрения дела сроки действия ранее выданных на данные медицинские изделия врачом ФИО15. истекли, оснований для возложения обязанности обеспечить истца Молокова О.С. системой непрерывного мониторирования, сканером и датчиками FreeStyle Libre, не имеется.. Следовательно, данные исковые требования удовлетворению не подлежат
В данном случае ссылки представителя истца на правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики, утверждённом Президиумом Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г., суд находит несостоятельной, т.к. судебные акты, принятые по иным спорам и в отношении иных сторон не имеют статуса преюдиции и не являются обязательными в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при разрешении настоящего спора.
Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении протокола заседания врачебной комиссии, т.к. врачебная комиссия ОБУЗ «Городская больница г. Костромы проведена и её протокол в суд предоставлен.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Молокова ФИО16 к Департаменту здравоохранения Костромской области, ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», ГУП «Костромская областная аптечная база» о возложении обязанности предоставить протокол заседания врачебной комиссии, обеспечить медицинскими изделиями: системами непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови, датчиками Freestyle Libre мониторинга глюкозы, совместимых со сканером Freestyle Libre, а также сканером Freestyle Libre - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова