Дело № 2-4380/2024
УИД: 11RS0001-01-2024-002918-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Тебеньковой Н.В.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием:
истца Кудряшова В.Б., его представителя Кабановой З.С.,
представителей ответчика Моториной О.А., Пироженко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Кудряшова Владимира Борисовича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Коми Республиканский наркологический диспансер» о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении по окончании стационарного лечения для амбулаторного лечения и не разъяснении необходимости и порядка диспансерного наблюдения, включении периода с ** ** ** по ** ** ** в срок диспансерного наблюдения, снятии с диспансерного наблюдения,
установил:
Кудряшов В.Б. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Коми Республиканский наркологический диспансер», в котором просил снять его с диспансерного учета ввиду стойкой ремиссии, либо о снижении срока диспансерного учета, учитывая дату выписки ** ** **.
В обоснование заявленных требований указал, что с ** ** ** по ** ** ** проходил лечение в наркологическом диспансере, после выписки ему никаких рекомендаций о необходимости прохождения диспансерного наблюдения у врача-нарколога не выдано, о необходимости его прохождения он не знал, узнал об этом только ** ** **, с указанного времени проходил наблюдение, вместе с тем, с момента выписки ** ** ** алкогольными напитками не злоупотреблял.
Впоследствии истцом требования иска уточнены, заявил о признании незаконным бездействие ответчика в части ненаправления истца по окончании стационарного лечения для амбулаторного лечения, не разъяснении порядка прохождения диспансерного наблюдения, включении периода с ** ** ** о ** ** ** в срок диспансерного наблюдения, снятии с диспансерного наблюдения у врача-нарколога.
В судебном заседании истец и его представитель требования иска и доводы в его обоснование поддержали.
Представители ответчика с иском не согласились.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы доступности, качества и порядка оказания медицинской помощи регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", статьями 26, 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку в настоящее время отсутствуют специальные законы, регламентирующие оказание наркологической медицинской помощи, а также условия и порядок осуществления диспансерного наблюдения в отношении лиц, больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, с учетом характера указанных заболеваний (психические расстройства), к правоотношениям в данной сфере применяется законодательство о психиатрической помощи.
В соответствии со статьей 26 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1).
Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 2).
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).
В соответствии со статьей 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1).
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 настоящего Закона (часть 3).
Пунктом 13 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н, установлено, что врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным этим же приказом, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения, осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (пункт 4).
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
В соответствии с п. п. 12 и 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 г. N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
- наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
- не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10-F1x.l);
- если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (актуально до 05.09.2019 г.).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом психиатром-наркологом участковым) в случае:
- смерти пациента;
- изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организации территории;
- письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Таким образом, диспансерное наблюдение устанавливается только после осмотра пациента врачом психиатром-наркологом, постановки наркологического диагноза и информированного добровольного согласия пациента в письменной форме.
В случае отказа пациента от диспансерного наблюдения подтвердить стойкую ремиссию не представляется возможным, и наркологический диагноз у данного пациента сохраняется. Если пациент находился на диспансерном наблюдении, но не посещал врача-психиатра-нарколога более 1 года, то он также снимается с диспансерного наблюдения с сохранением диагноза.
Как установлено судом, ** ** ** истец обратился в ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» для прохождении лечения с жалобами на ...
По итогам первичного осмотра истцу установлен диагноз «...», выдано направление на госпитализацию.
В тот же день истец госпитализирован для прохождения лечения по установленному диагнозу.
При поступлении на лечение ** ** ** истец письменное, добровольное согласие на медицинское обследование, вмешательство, лечение, а также при необходимости – на прохождение диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, иных форм медицинской профилактики.
Лечение в условиях стационара истец проходил до ** ** **, в указанный день выписан с рекомендациями отказа от употребления алкоголя, ПАВ, НВ, диспансерного наблюдения у нарколога по месту жительства, противорецидивного лечения, приема гепаторотекторов в течении месяца.
Решением врачебной комиссии от ** ** ** №... установлена необходимость диспансерного наблюдения истца у нарколога по месту его жительства.
На диспансерный учет истец встал ** ** **, что не оспаривалось сторонами и подтверждается подписанным истцом планом диспансерного наблюдения.
Исходя из плана диспансерного наблюдения, подписанного истцом, срок диспансерного наблюдения установлен 2 года, с осмотром врачом психиатром-наркологом в течение первого года ремиссии – не реже 1 раза в 6 недель, с углубленным медицинским осмотром не реже одного раза в 3 месяца.
** ** ** Кудряшов В.Б. обратился к ответчику с заявлением о снятии с диспансерного учета и получением справки о допуске к управлению транспортными средствами.
Протоколом врачебной комиссии №... от ** ** **, в рамках которого принято решение о постановке истца на диспансерный учет от ** ** **, при этом из выводов комиссии следует, что диагноз наркологического расстройства у истца подтвержден, истец нуждается в диспансерном наблюдении врача психиатра-нарколога по месту жительства.
** ** ** истец вновь обратился к ответчику с заявлением о допуске его к управлению транспортными средствами.
Протоколом врачебной комиссии №... от ** ** ** принято решение о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, истцу повторно разъяснен порядок диспансерного наблюдения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** прекращено действие специального права – права на управление транспортными средствами Кудряшова Владимира Борисовича, ** ** ** года рождения, имеющего водительское удостоверение категорий «В», «В1 (AS)», «С», «С1» серии №... №..., которое является действительным с ** ** ** по ** ** **.
Также установлено, что постановлением мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** Кудряшов В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Как следует из требований иска, сам факт назначения диспансерного наблюдения истцом не оспаривается, оспаривается факт отсутствия информированности о необходимости прохождения лечения и прохождения диспансерного наблюдения.
Диагноз истца "Синдром зависимости от алкоголя, средняя стадия" объективно подтвержден в ходе судебного разбирательства, не оспаривался истцом в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" выписка из медицинских документов на бумажном носителе оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачом (фельдшером, акушеркой), заверяется печатью медицинской организации (при наличии), в оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе), и выдается пациенту (его законному представителю).
При этом, необходимость вручения пациенту выписного эпикриза с получением подписи о его вручении не предусмотрена.
Решение о необходимости прохождения диспансерного наблюдения отражено в составленном при выписке истца из лечебного учреждения выписном эпикризе, доказательств отсутствия осведомленности о диспансерном наблюдении истцом суду не представлено. Так, исходя из записей выписного дневника истца от ** ** **, при выписке он получил консультацию врача-нарколога, ознакомлен с результатами обследования и лечения. Оснований не доверять содержащимся сведениям медицинской карты истца у суда не имеется.
При этом, следует отметить, что в силу закона прохождение диспансерного наблюдения в спорных правоотношениях является добровольным, в силу чего у ответчика отсутствовали правовые основания для направления истцу письменных уведомлений после его выписки из лечебного учреждения об обязательности прохождения наблюдения.
При указанных основаниях требования истца относительно незаконности отсутствия его информирования о диспансерном наблюдении удовлетворению не подлежат.
Требования иска в части отсутствия его информирования о дальнейшем амбулаторном лечении также не подлежат удовлетворению, поскольку такое лечение истцу при выписке ** ** ** назначено не было.
Разрешая доводы истца о необходимости включения периода с момента его выписки и до момента его постановки на учет в срок диспансерного наблюдения, снятии с диспансерного наблюдения у врача-нарколога также не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как указано выше и следует из дневника диспансерного наблюдения истца, он подлежал осмотру врачом не реже одного раза в 6 недель, и должен был проходить углубленный медицинский осмотр не реже одного раза в 3 месяца, проходя при этом психологическое консультирование, психопатологическое обследование или тестологическое психодиагостическое обследование, количественное и качественное определение СДТ в сыворотке крови, определение наличия и уровня ПАВ в моче или крови.
Такие медицинские обследования в предшествовавший постановке на диспансерный учет истец не проходил.
Прохождение истцом в частном порядке дополнительных обследований и анализов в частном порядке о наличии у него стойкой ремиссии не свидетельствует и не было принято врачебной комиссией при решении вопроса о снятии с диспансерного наблюдения по заявлению истца.
Решение указанной врачебной комиссии о необходимости продолжения истцу срока диспансерного наблюдения истцом не оспорено.
При указанных обстоятельствах, требования иска Кудряшова В.Б. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Кудряшова Владимира Борисовича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Коми Республиканский наркологический диспансер» о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении по окончании стационарного лечения для амбулаторного лечения и не разъяснении необходимости и порядка диспансерного наблюдения, включении периода с ** ** ** по ** ** ** в срок диспансерного наблюдения, снятии с диспансерного наблюдения – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Судья Н.В. Тебенькова
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2024.