Мотивированное решение составлено 05 декабря 2023 года
66RS0020-01-2023-001205-94
Дело № 2-1377/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Коняхина А.А., при секретаре судебного заседания Дильмиевой В.А., с участием представителя истца Серковой Н.М., ответчика Зуева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Захаровой Е. В., Зуеву О. В. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд к Захаровой Е.В., Захарову О.В. с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать отсутствующим право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровыми номерами <номер> в следующих точках координат:
X Y
<номер>
<номер>
<номер>
<номер>
<номер>
<номер>
<номер>
а также исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер> в вышеуказанных точках координат.
В обоснование исковых требований указано, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами <номер>. В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» при сопоставлении границ указанного земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка пересекаются с землями лесного фонда – часть выдела 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества. По смыслу закона земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ. Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, который отнесен к категории земель «земли лесного фонда». Сведения о площади земельного участка с кадастровым номером <номер> внесены в ЕГРН с предоставлением краткой характеристики территорий, описания лесных участков, планов лесных участков, не по результатам межевания, а по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда с предоставлением плана лесного участка. Указанные обстоятельства регистрации права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером <номер> свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре. Земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника. Доказательств перевода земель лесного фонда выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества в иную категорию земель в установленном законом порядке отсутствуют, равно как и доказательства, свидетельствующие о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении. Таким образом, учитывая, что сведения о выделе 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанных спорных земельных участков произведено в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории. Указание категории спорных земельных участков ответчика как земли населенных пунктов, при установлении факта наложения их на землях лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки. Спорные земельные участки представляет собой лесной массив с высокой плотностью лесонасаждений, на спорных земельных участках произрастает лес, средний возраст которого более 60 лет. Согласно заключению кадастрового инженера, материалов лесоустройства, можно сделать вывод, что спорные земельные участки включают в себя лесной участок с кадастровым номером <номер>, который относится к землям лесного фонда, что позволяет сделать вывод о нарушении права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером <номер>. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению лесными участками из состава земель лесного фонда. Подобное распоряжение землями лесного фонда посредством формирования и последующей передаче в аренду третьим лицам, является незаконным в связи с отсутствием полномочий, несоблюдением порядка перевода земель из одной категории в другую, игнорированием зарегистрированного права Российской Федерации и материалов лесоустройства, на основании которых производится идентификация земель лесного фонда. Распоряжение лесными участками, в границах которых расположены спорные земельные участки ответчика произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента и с нарушением порядка, предусмотренного нормами действующего законодательством, что нарушают права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <номер> в границе которого фактически входят спорные участки, препятствуют осуществлению лесного хозяйства. Российская Федерация является владеющим собственником земельного участка выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества, права Российской Федерации на земельный участок зарегистрированы в ЕРГН. Права ответчиков на спорные участки также зарегистрированы в ЕРГН. Поскольку земельный участок покрыт лесом, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что участок не относится к землям государственного лесного фонда. При этом приобретатель не предпринял никаких действий, направленных на выяснение статуса земель, покрытых лесом, что свидетельствует о его недобросовестности.
В письменном отзыве ответчики возражают против удовлетворения заявленных требований, указывают, что у ответчиков имеется в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер>, площадью 1188 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права <номер>, выданному 28 апреля 2010 года, за ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» на праве общей долевой собственности в размере 61000/4877800 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, <адрес>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 4877800 кв.м. Решением № 51 учредителя ООО «КХ Малобрусянское» от 05 апреля 2014 года принято решение зарегистрировать право собственности на 5 (пять) земельный участков, расположенных: <адрес>, <адрес>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованные в результате выдела земельного участка в собственность в натуре из земельного участка, состоящего в праве общей долевой собственности с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>»: кадастровый номер <номер>, площадью 30501 кв.м; кадастровый номер <номер>, площадью 45798 кв.м; кадастровый номер <номер>, площадью 13176 кв.м; кадастровый номер <номер>, площадью 6586 кв.м; кадастровый номер <номер>, площадью 60973 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права <номер>, выданному 24 апреля 2014 года, за ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 6586 кв.м. Далее, решением от 01 августа 2014 года собственника ООО «КХ Мезенское» земельный участок с кадастровым номером <номер> был разделен на 4 самостоятельных объекта - земельных участков, одним из которых стал земельный участок с кадастровым номером <номер>, являющийся предметом спора. 18 августа 2015 года ООО «КХ Мезенское» продало, а Зуев О.В. приобрел право общей долевой собственности в размере <номер> доли на земельный участок с кадастровым номером <номер>. 05 декабря 2015 года ООО «КХ Мезенское» продало, а Захарова Т.Г. приобрела право общей долевой собственности в размере <номер> долей на земельный участок с кадастровым номером <номер>. 10 ноября 2021 года Захарова Т.Г. передала в дар Захаровой Е.В. принадлежащие ей <номер> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>. Граница земельного участка с кадастровым номером <номер> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а является неуточненной (декларированной). Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, он является смежным к спорному земельному участку. Земельный участок с кадастровым номером <номер> образован из земельных участков, которые, в свою очередь, были образованы путем выдела участков в натуре в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности ТОО «Мезенское», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>». Согласно представленному истцом заключению ФГБУ «Рослесинфорг», в результате сопоставления координат земельного участка с кадастровым номером <номер>, внесенных в ГКН с материалами лесоустройства, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер>, принадлежащего ответчикам, пересекаются с землями лесного фонда Свердловского лесничества Косулинского участкового лесничества урочище ТО Мезенское, квартал 21 часть выдела 15, в указанных координатах. То есть в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, имеется наложение земельных участков друг на друга, а площадь наложения составляет 1148 кв.м. Поскольку права ответчиков и Российской Федерации на части одного и того же земельного участка зарегистрированы в ЕГРН, приоритет отдается сведениям о праве собственности ответчиков на принадлежащий им земельный участок, так как их права и права их правопредшественников возникли и были зарегистрированы в установленном законом порядке задолго до 01 января 2016 года. Необоснованные требования истца фактически направлены на лишение ответчиков права собственности на земельный участок площадью 1188 кв.м по основаниям, которые в данном случае не применимы. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования закона и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Исходя из вышеизложенного, довод истца о том, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра, Единый государственный реестр недвижимости не призван устанавливать границы земель лесного фонда, противоречит подлежащим применению нормам материального права.
В письменных возражениях на отзыв ответчиков представитель истца указывает, что земли лесного фонда состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Спорный участок относился к землям лесного фонда с 01 февраля 1971 года в соответствии с Приказом Министерством сельского хозяйства РСФСР № 148 от 01 февраля 1971 года. Лесное законодательство, принятое в советский период времени, устанавливало исключительное право государственной собственности на лесной фонд, относило леса, находившиеся в ведении колхозов и совхозов, к лесному фонду, и предусматривало проведение в них лесоустройства. Для ведения лесного хозяйства в лесах, находившихся в бессрочном пользовании колхозов и ведении совхозов, входивших в лесной фонд, в советский период времени создавались межхозяйственные лесхозы. В постсоветский период времени законодательство так же устанавливало государственную собственность на лесной фонд. Белоярский межхозяйственный лесхоз организован в соответствии с Приказом Министерством сельского хозяйства РСФСР № 148 от 01 февраля 1971 года, во исполнение Постановление Совета Министров РСФСР от 28 мая 1968 года № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР». Первые лесоустроительные работы на территории лесхоза были проведены в 1954, 1960, 1964, 1974 годах, последнее лесоустройство проведено 1994 -1995 г. Общая площадь лесхоза на 1994 год составляла 53 461 га, из них Баженовское лесничество ТОО «Мезенское» владело площадью 1408 га лесных участков. Данный факт свидетельствует о том, что на землях совхоза Мезенский (сельхозорганизации ТОО «Мезенское») имелись значительные площади закрепленных за ними лесов. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> категорией «земли лесного фонда» зарегистрировано 16 октября 2009 года, правообладатель Российская Федерация. В соответствии с Приказом Правительства Свердловской области от 22 ноября 2018 года № 1194 «Об утверждении Лесохозяйственного регламента Свердловского лесничества Свердловской области» разделом «1.1 Краткая характеристика лесничества» поименован перечень кадастровых номеров земельных участков, которые входят в структуру Свердловского лесничества, кадастровый номер земельного участка <номер> относится к сельским лесам. Согласно графическому учету земель за совхозом «Мезенский» были закреплены значительные площади лесов, спорная территория расположена в секции 99 контурах 285. В соответствии с экспликацией в контуре 285 расположены лесные площади площадью 42, 75 га, спорная территория покрыта условным обозначением в виде кругов, что является условным обозначением лесных территорий. Из представленных Управлением Росреестра материалов следует, что совхоз «Мезенское» изначально обладал сведениями о том, что данная территория относится к лесной, вел ее графический учет, в качестве земель сельскохозяйственного назначения не учитывает и не использует. При таких обстоятельствах вовлечения спорной территории в гражданский оборот нельзя говорить о добросовестности и легитимности вовлечения. Кроме того, на сегодняшний день в материалах дела отсутствуют подтверждения использования спорной территории для сельскохозяйственного производства, более того, для сельскохозяйственного производства территория не годна. В материалах дела имеется множество доказательств и истцом не оспаривается факт того, что территория в большей части покрыта древесными насаждениями, территория почти полностью покрытая спелыми лесными насаждениями не может быть использована для сельскохозяйственного производства. Исходя из данных публичной кадастровой карты на спорном земельном участке с кадастровым номером <номер> произрастают многолетние лесные насаждения, спорный участок полностью покрыт лесом. Спорная территория не использовалась в качестве сельскохозяйственной, не используется и в данный момент, у ответчика отсутствует намерение использовать ее по целевому назначению, что также свидетельствует о его недобросовестности. При разрешении споров такой категории суд обязан исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя. Отсутствует документальное подтверждение перевода из лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения. Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались колхозным и совхозным организациям в безвозмездное пользование. При этом передача таких участков в пользование сельскохозяйственным организациям не влекла за собой прекращение прав собственности Российской Федерации на передаваемые участки лесного фонда и изменении категории данных земельных участков. Таким образом, земли лесного фонда, которые относились к колхозным лесам и находились в исключительном пользовании сельскохозяйственного предприятия ТОО «Мезенское» никогда не выбывали из собственности Российской Федерации. Поскольку права и Российской Федерации, и Ответчиков на части одних и тех же земельных участков зарегистрированы в ЕГРН, приоритет сведений о праве собственности ответчика на свои земельные участки в данном случае отсутствует, имеется спор о праве.
Определением суда от 28 августа 2023 года, изложенным в протоколе судебного заседания, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены СПАО «Ингосстрах», АО «Тинькофф Банк», АО «Альфа Банк», АО «ОТП Банк», ПАО Банк Синара, судебные приставы-исполнителя Кировского РОСП г. Екатеринбурга ГУФССП России по Свердловской области Плашко К.Р., С. Е.Н., О. О.М., Крыгина Д.Н. (л.д. 166-169).
Определением суда от 23 октября 2023 года, изложенным в протоколе судебного заседания, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительное предмета спора, к участию в деле привлечены ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское», Захарова Т.Г. (л.д. 236).
В судебном заседании представитель истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Серкова Н.М. просила исковые требования удовлетворить по доводам искового заявления и письменных возражений на отзыв.
В судебном заседании ответчик Зуев О.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменного отзыва, пояснил, что земельный участок был приобретен для строительства дома, долгое время не могли провести электричество, в связи с чем купили дом в другом месте. Участок не огорожен из-за отсутствия средств, на участке имеются деревья, на соседних участках дома построены, сделка прошла государственную регистрацию, все документы были в порядке, стороной истца убедительных доводов и доказательств о том, что мы незаконно получили этот земельный участок не представлено.
Ответчик Захарова Е.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Захарова Т.Г., судебные приставы-исполнителя Кировского РОСП г. Екатеринбурга ГУФССП России по Свердловской области Плашко К.Р., С. Е.Н., О. О.М., Крыгина Д.Н., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Свердловской области, СПАО «Ингосстрах», АО «Тинькофф Банк», АО «Альфа Банк», АО «ОТП Банк», ПАО Банк Синара, ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о причинах неявки не уведомили.
Исходя из положений ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что судом в полном объеме обеспечено право ответчика и третьих лиц на участие в судебном заседании путем их надлежащего извещения, суд признал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав пояснения представителя истца Серковой Н.М., ответчика Зуева О.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06 марта 1993 года № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04 марта 1968 года № 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности. В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
При этом согласно ч. 3 и 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесничеств осуществляются: 1) определение площади и местоположения границ лесничеств; 2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия уполномоченным органом решения об их создании), определение площади и местоположения их границ; 3) определение местоположения границ лесных кварталов, подготовка проекта квартальной сети; 4) подготовка графического описания местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, включающего в себя перечень координат характерных точек их границ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявление требований о признании права отсутствующим, имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами. Из этого следует, что выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН, к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРН, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право. При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером <номер> поставлен на государственный кадастровый учет 12 августа 2014 года, принадлежит на праве общей долевой собственности Захаровой Е.В. (<номер> доли) с 11 ноября 2021 года и Зуеву О.В. (<номер> доли) с 31 августа 2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 17-20, 60-65).
Земельный участок имеет площадь 1188 +/- 302 кв.м, категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером <номер>.
В отношении доли Зуева О.В. в праве собственности на земельный участок зарегистрированы обременения – запреты на совершение регистрационных действий по постановлениям судебным приставов-исполнителей Кировского РОСП г. Екатеринбурга в пользу взыскателей СПАО «Ингосстрах», АО «Тинькофф Банк», АО «Альфа Банк», АО «ОТП Банк», ПАО Банк Синара, что подтверждается материалами реестрового дела (л.д. 138-164).
С 28 апреля 2010 года ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» принадлежал на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером <номер> с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадью 4877800 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 81-84).
ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» 05 апреля 2014 года принято решение о выделении пяти земельных участков – с кадастровым номером <номер> площадью 30501 кв.м, с кадастровым номером <номер> площадью 45798 кв.м, с кадастровым номером <номер> площадью 13176 кв.м, с кадастровым номером <номер> площадью 6586 кв.м, с кадастровым номером <номер> площадью 60973 кв.м (л.д. 71 оборот).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадью 6586 кв.м было зарегистрировано за ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» 24 апреля 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 72).
03 августа 2015 года ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером <номер> на 4 земельных участка (л.д. 133 оборот), одним из которых является земельный участок с кадастровым номером <номер>.
18 августа 2015 года между ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» и ответчиком Зуевым О.В. заключен договор купли-продажи <номер> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> (л.д. 124-125).
05 декабря 2015 года между ООО «Коллективное хозяйство Малобрусянское» и третьим лицом Захаровой Т.Г. заключен договор купли-продажи <номер> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> (л.д. 136).
10 ноября 2021 года между третьим лицом Захаровой Т.Г. и ответчиком Захаровой Е.В. был заключен договор дарения <номер> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> (л.д. 121-123).
Согласно описанию лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Белоярского городского округа, площадь лесного фонда по данным учета лесного фонда на 01 января 2008 года в ТОО «Мезенское» составляла 743 га (л.д. 220), а согласно материалам лесоустройств по информации о распределении лесных земель – 1408 га (л.д. 220).
Согласно краткой характеристике территории и лесорастительных условий ТОО «Белоярский межхозяйственный лесхоз» площадь земель, подлежащих лесоустройству на территории ТОО «Мезенское», составляла 1408 га и 2459 га (л.д. 221-224).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 15-16).
Участок поставлен на кадастровый учет 29 ноября 2010 года, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства и лесопользования, площадь – 6 650 000 кв.м, право собственности с 17 декабря 2009 года зарегистрировано за Российской Федерацией.
Выписка из государственного лесного реестра № 340 от 29 мая 2023 года содержит информацию о лесном участке Свердловская область, Белоярский городской округ, ГУСО «Свердловское лесничество», Косулинское участковое лесничество, урочище ТОО «Мезенское», квартал 21 - номер учетной записи 135-2009-07, условный номер в ГЛР 65:209:20:0135 и кадастровый номер <номер> (л.д. 38-39).
Реестровое дело в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> содержит карту схему расположения и границ указанного лесного участка от 27 июля 2009 года (л.д. 110).
Кроме того, в подтверждение довода о том, что спорная территория всегда относилась к лесной, а не к сельскохозяйственным угодьям, не передавалась совхозу на праве собственности, а лишь во владение и учитывалась как лесная представлены графический учет земель совхоза «Мезенский» 1986 года и экспликация к нему (л.д. 189-192), графические материалы технического отчета по почвенным изысканиям с/х предприятия «Мезенское» Белоярского района, выполненные в 1995 года (л.д. 176-188), научный отчет по геоботаническому обследованию <адрес>» Белоярского района, выполненный в 1994 году (л.д. 167-174).
Требования истца основаны на том, что спорный земельный участок ответчиков пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер> (лесного участка выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества).
В подтверждение указанного обстоятельства стороной истца представлено заключение кадастрового инженера О. (ФГБУ «Рослесинфорг»), которое содержит карту-схему, отображающую графически наложение земельного участка с кадастровым номером <номер> на лесной участок выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества, а также таблицу с указанием координат и площади наложения, которая составляет 1148 кв.м при площади земельного участка в 1188 кв.м (л.д. 21-22).
Факт того, что земельный участок ответчиков полностью покрыт лесом подтверждается скриншотами публичной кадастровой карты (л.д. 230, 231), заключением Россельхознадзора по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований от 23 января 2023 года № 1/06 с фототаблица (л.д. 29-33), протоколом инструментального обследования Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 21 ноября 2023 года № 169 и не оспаривается ответчиками.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 4.4 указанного Закона (в первоначальной редакции, действовавшей на момент государственной регистрации права собственности на участок кадастровый номер <номер>), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Государственный лесной реестр на момент государственной регистрации права собственности на участок с кадастровым номером <номер> велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовывались с системой ведения геодезической основы в виде списка координат характерных (поворотных) точек.
Согласно выписке из государственного лесного реестра участок с кадастровым номером <номер> зарегистрирован в государственном лесном реестре, имеет номер, площадь.
Сведения о площади земельного участка <номер> в ЕГРН были внесены на основании Информации о распределении лесных земель Свердловского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Белоярского городского округа.
Указанные обстоятельства регистрации права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером <номер> свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре на основании положений статьи 4.4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В состав указанного участка входит выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества, что следует из выписки из ГЛР, а также карты-схемы расположения и границы лесного участка, выписке из ЕГРН.
В составе совхозных земель, в том числе ТОО «Мезенское», имелись лесоустроенные земли, выделенные совхозу во временное пользование; в собственность сельскохозяйственным организациям передавались только сельхозугодья – пашни, сенокосы и пастбища, решений о передаче лесных участков, включении их в состав земель совхоза никто не принимал, соответственно, и распоряжаться этими землями путем их передачи в общую долевую собственность граждан ни орган местного самоуправления, ни сам совхоз права не имели.
Таким образом, учитывая анализ графических данных, сведения правоустанавливающих, правоподтверждающих документов, сведения ЕГРН, заключение специалиста, можно сделать вывод, что земельный участок ответчиков расположен на землях лесного фонда, сведения о его расположении на территории земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Доказательств того, что участок лесного фонда переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства изъятия лесного участка, перевода земель лесного фонда выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества в иную категорию земель в установленном законом порядке, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об его отчуждении.
Таким образом, учитывая, что сведения о выделе 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, земельный участок, принадлежащий ответчикам, накладывается на земли государственного лесного фонда, что подтверждено заключением специалиста, в иную категорию земель в установленном законом порядке не переведен, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах спорного земельного участка произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Распоряжение лесным участком произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу уполномоченного Федерального агентства лесного хозяйства и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, что свидетельствует о нарушении права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером <номер>.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. В пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда. Лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284). Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Сам по себе формальный учет спорного земельного участка, принадлежащего ответчикам, как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности его отнесения к землям лесного фонда с учетом установленных судом фактических обстоятельств.
Графиками патрулирования лесов и отчетами о патрулировании за 2019, 2020, 2021 годы, сведениями ГКУ СО «Свердловское лесничество» от 07 августа 2023 года (л.д. 46-57) подтверждается факт осуществления Российской Федерацией через свои уполномоченные органы, в данном случае – через ГКУ СО «Свердловское лесничество» правомочий владения и пользования лесным участком выдел 15 квартала 21 урочище ТО «Мезенское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества, который включен в лесохозяйственный регламент Свердловского лесничества (л.д. 58-59, 227-229).
Ответчиками доказательств фактического использования земельного участка не предоставлено – ранее заключенный договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03 марта 2016 года (л.д. 200-202) был расторгнут 25 июля 2017 года (л.д. 199), участок не огорожен, объекты недвижимости на нем отсутствуют, из пояснений ответчика Зуева О.В. следует, что участок не использовался в связи с отсутствием финансовых возможностей, а предполагаемое его использование – для строительства дома не соответствует категории земель и виду разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, исковые требования Департамента о признании отсутствующим права собственности ответчиков на спорный земельный участок подлежат удовлетворению.
Суд полагает, несмотря на то, что земельный участок накладывается на земли лесного фонда не целиком, а лишь на площади 1148 кв.м, тем не менее площадь наложения составляет 96,6% площади всего участка (1148 кв.м * 100 % / 1188 кв.м), при этом оставшаяся часть участка имеет площадь 40 кв.м (1188 кв.м – 1148 кв.м), что согласно Правилам землепользования и застройки Белоярского городского округа значительно меньше минимальной площади земельного участка в 400 кв.м, что не позволяет использовать оставшуюся часть земельного участка как самостоятельный объект права.
Кроме того, оставшиеся 40 кв.м не превышают погрешности площади земельного участка, которая согласно сведениям ЕГРН составляет 302 кв.м.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что следует признать отсутствующим право собственности ответчиков на весь земельный участок с кадастровым номером <номер>, а не на его часть площадью 1148 кв.м.
Право Российской Федерации на лесные земли возникает в силу закона, существует безотносительно записи в ЕГРН, и потому одновременное существование записи в ЕГРН о правах иных лиц на данное имущество нарушает права Российской Федерации как собственника и препятствует собственнику в реализации своих полномочий.
Также суд учитывает, положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории» к спорным правоотношениям не применимы в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года № 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Поскольку права ответчиков и Российской Федерации на части одного и того же земельного участка зарегистрированы в ЕГРН, приоритет сведений о праве собственности ответчиков на земельный участок в данном случае отсутствует, а имеется спор о праве.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При рассмотрении настоящего спора установлено, что спорный земельный участок относился к колхозным (совхозным) лесам и никогда не являлся землей сельскохозяйственного назначения. На основании изложенного, невозможно применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствовали, указанная норма не исключает возможность рассмотрения между сторонами спора о праве. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя - приобретателя земельного участка, то есть он не должен знать, что земельный участок является лесным и у него не должно быть противоправной цели.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года № 6-П, поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно, только если имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права его отчуждать, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация); в этой ситуации права лица, считающего себя собственником имущества, подлежат защите путем удовлетворения иска об истребовании имущества из владения ответчика, если для этого есть предусмотренные данной статьей основания.
Проанализировав представленные доказательства, суд признает не добросовестным поведение ответчиков при приобретении земельного.
Судом установлено, что спорный земельный участок покрыт лесом. Согласно материалам лесоустройства на спорном земельном участке произрастает лес, средний возраст которого более 65 лет. Наличие на участке насаждений, их густота не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям. Следовательно, до приобретения земельного участка, с учетом нахождения на нем леса, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что настоящий участок не относится к землям государственного лесного фонда.
Доказательств того, что ответчики является добросовестным приобретателем, в границах спорного земельного участка ведут какую-либо сельскохозяйственную деятельность, последними не представлено, в том время, как в материалах дела имеются доказательства реализации правомочий собственника по владению и пользованию спорными земельными участками Российской Федерацией через свои уполномоченные органы.
Поскольку заявленные Департаментом исковые требования подлежат удовлетворению, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данное решение является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616) к Захаровой Е. В., Зуеву О. В. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворить.
Признать отсутствующим право общей долевой собственности в размере <номер> доли Захаровой Е. В. (паспорт серии <номер>) на земельный участок с кадастровым номером <номер>.
Признать отсутствующим право общей долевой собственности в размере <номер> доли Зуева О. В. (паспорт серии <номер>) на земельный участок с кадастровым номером <номер>.
Настоящее решение является основанием для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, исключения из ЕГРН сведений о праве собственности ответчиков на земельный участок, исключения сведений о всех существующих обременения на земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.
Судья А.А. Коняхин