Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
сел. Новокаякент 14 сентября 2022 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения в отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны родителей: матери – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента учреждения опеки над ФИО2, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения в отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны родителей: матери – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента учреждения опеки над ФИО2, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что постановлением главы <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ №, он, был назначен опекуном над несовершеннолетней племянницы: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по причине смерти её отца ФИО4 и по причине болезни матери, ФИО3, что препятствовала ей исполнять свои родительские обязанности надлежащим образом. В 2005 год ребенок осталась без родительского попечения, в связи с чем, над ней и была учреждена опека. Судебного решения об установлении факта отсутствия родительского попечения или иного документа, подтверждающее факт утраты родительского попечения не требовалось.
Однако, от начальника отдела опеки и попечительства администрации МР "<адрес>" ФИО6, получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что в случае непредставления подтвержденного решением суда факта утраты родительского попечения, гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части обеспечения жильем не будут распространяться ссылается на ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В 2005 году компетентными должностными лицами с выездом по месту проживания несовершеннолетних детей, было установлено, что ребенок с малолетнего возраста осталась без родительского попечения.
Считает необходимым установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента учреждения над ней опеки, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Установление факта отсутствия родительского попечения над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимо для представления данного решения суда в отдел опеки и попечительства для реализации прав на меры социальной поддержки детей, оставшихся без родительского попечения.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, хотя надлежаще и заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела. Письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просил удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в его отсутствии.
Заинтересованное лицо ФИО2 надлежаще извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явилась. Письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явился.
Из письменного заявления начальника отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» ФИО7 усматривается ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения не возражают.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В части 2 указанной статьи приведен перечень случаев, где суд вправе установить юридические факты. В п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ также сказано, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих значение фактов.
Поскольку, установление факта отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ребенка порождает юридические последствия, то суд вправе рассмотреть такие дела.
Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Как установлено в судебном заседании, заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дядей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из свидетельства о рождении I-БД №, выданном администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № следует, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ ее родителями указаны: матерью ФИО3, отцом ФИО4.
Согласно справки МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена с детства инвалидность 2 группы, общее заболевание, бессрочно.
Согласно копии свидетельства о смерти I-БД №, выданному Отделом ЗАГС администрации МО «сельсовет Каякентский» <адрес> Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Постановлением главы <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был назначен опекуном над несовершеннолетней племянницы: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по причине смерти её отца ФИО4 и по причине болезни матери, ФИО3, что препятствовала ей исполнять свои родительские обязанности надлежащим образом. Степень болезни и группа инвалидности установлена Главным Бюро Медико-Социальной Экспертизы по <адрес> № в городе Избербаш по <адрес>. Дата установления инвалидности ДД.ММ.ГГГГ году.
Из письма администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес ФИО1 следует, что в случае непредставления заявителем подтвержденного решением суда факта утраты родительского попечения над нею, гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части обеспечения жильем, на него не будут распространяться.
В представленном суду органом опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» заключении подтвержден факт учреждения над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте с ДД.ММ.ГГГГ опеки по причине болезни матери и смерти отца.
В своем письменного заключении начальника отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» ФИО7 считает возможным удовлетворить заявление ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента установления опеки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Свои требования о признании факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте ФИО1 заявляет применительно к тому, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в силу ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения в отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны родителей: матери – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента учреждения опеки над ФИО2, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения в отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны матери – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента учреждения над ней опеки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: М.М. Гаджимурадов