Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-2/2023 (11-19/2022;) от 05.12.2022

Мировой судья Захарова О. А. Дело № 2-3507/2022

Дело № 11-2/2023 (11-19/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре                Таланкиной А. С.

рассмотрел в открытом судебном заседании 26 января 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Белослудцеву Леониду Вячеславович о взыскании задолженности,

по апелляционной жалобе Белослудцева Леонида Вячеславовича на заочное решение мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 12 октября 2022 года,

заслушав пояснения ответчика Белослудцева Л. В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее - ООО «Чистый город») обратилось к мировому судье с иском о взыскании с Белослудцева Л. В. задолженности по коммунальной услуге – обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 2819,41 руб., расходов по уплате государственной пошлины 400,00 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что Белослудцев Л. В. с 28.06.2001 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Истцом подавалось заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021. 21.04.2022 судебный приказ был вынесен. На основании поступивших возражений от ответчика относительно исполнения судебного приказа мировым судьей судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области вынесено определение от 04.05.2022 об отмене судебного приказа. Несмотря на отмену вышеуказанного судебного приказа задолженность, образовавшаяся на сегодняшний день, не погашена. Никаких мер по погашению задолженности со стороны ответчика не предприняты. 13.09.2019 между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области. Единый тариф на услугу регионального оператора установлен и введен в действие постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 47-8 от 30.12.2019 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 г.» и постановлением № 60-1 от 30.12.2020 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 г.». Региональный оператор в лице ООО «Чистый город» приступил к оказанию услуг ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020. При расчете платы за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» - 1,9 куб. м./чел. в год для жителей г. Кургана и 1,7 куб. м./чел. в год для лиц, проживающих в сельских поселениях Курганской области. Коммунальная услуга по обращению с ТКО истцом ответчику оказывалась в полном объеме за весь период времени и предоставлялась в соответствии с Правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ и Курганской области. Таким образом, истец выполнил свои обязательства перед ответчиком в полном объеме. В адрес должника направлялись платежные документы, которые в нарушение действующего законодательства РФ на момент подачи заявления оплачены не были. Расчет задолженности по оплате коммунальной услуги производился из стоимости услуги на 1 человека, проживающего в сельских поселениях Курганской области, умноженной на количество предполагаемых постоянно или временно проживающих граждан и на количество месяцев, за которые оплата не была произведена. До настоящего момента ответчиком не предприняты меры по погашению образовавшейся задолженности (л. д. 2-3).

Представитель истца ООО «Чистый город» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивали (л. д. 29).

Ответчик Белослудцев Л. В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, хотя надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представил.

Мировой судья рассмотрел дело в порядке заочного производства.

В соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировым судьей 12.10.2022 принята резолютивная часть заочного решения, согласно которой исковые требования ООО «Чистый город» удовлетворены в полном объеме. С Белослудцева Л. В. в пользу ООО «Чистый город» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 2819 руб. 41 коп., расходы по уплате госпошлины 400 руб. 00 коп., всего общая сумма 3219 руб. 41 коп. (л. д. 37).

Определением мирового судьи от 27.10.2022 Белоуслудцеву Л. В. отказано в удовлетворении требования об отмене заочного решения от 12.10.2022 (л. д. 46).

В связи с поступившей 02.11.2022 от ответчика апелляционной жалобой мировым судьей в этот же день изготовлено мотивированное решение (л. д. 51, 54-55).

В апелляционной жалобе Белослудцев Л. В. указал, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным. Он не согласен оплачивать коммунальные услуги, расчет которых произведен на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области, установленных п. п. 8, 9 приложения к Приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», поскольку апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-1407/2021 от 15.12.2021 указанные пункты признаны недействующими. Оплата услуги произведена на основании недействующих тарифов, что нарушает его права и законные интересы (л. д. 51).

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку мировой судья рассмотрел исковое заявление ООО «Чистый город» о взыскании задолженности по коммунальной услуге без привлечения к участию в деле Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.

В связи с отменой решения суда по указанным основаниям Катайский районный суд Курганской области апелляционным определением от 20.12.2022 постановил рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (л. д. 77-79).

Представитель истца ООО «Чистый город» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, согласно заявлению, просили рассмотреть дело без участия представителя, также просили решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л. д. 114).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Белослудцев Л. В. возражал против заявленных исковых требований, поддержал доводы жалобы, пояснил, что услугами ООО «Чистый город» не пользуется, договор с ООО «Чистый город» он не заключал, квитанции на оплату услуги ему приходили, но их он не оплачивал. Он заключил договоры поставки с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на передачу за оплату упаковочных материалы, бывших в употреблении, органические отходы он складирует в компостную яму, металлолом и стеклянные емкости складирует у себя в домовладении, чтобы впоследствии сдать. Кроме того, мусорный бак находится от его дома на расстоянии, превышающим нормы, установленные санитарными правилами.

Представитель третьего лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л. д. 112, 113), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно положениям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Как следует из статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истёкшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя изобъёмапотребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя изнормативовпотребления коммунальных услуг (в том численормативовнакоплениятвёрдыхкоммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

В силу пункта 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.

Пунктом 148(39) Правил установлено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платёжному агенту или банковскому платёжному агенту.

Из материалов дела следует, что Белослудцев Л. В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с 28.06.2001 по настоящее время, что не оспаривается ответчиком и подтверждается выпиской из ЕГРН (л. д. 5).

Факт проживания по указанному адресу в период с января 2020 года по декабрь 2021 года Белослудцев Л. В. не отрицал.

Функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области исполняет ООО «Чистый город» на основании Соглашения от 13.09.2019, заключенного между Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» на период с 13.09.2019 по 13.09.2029 (л. д. 11-14), которое производит начисление платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 г. № 47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год в размере 561,77 руб. за куб. м.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2020 г. № 60-1 с учетом внесенных изменений установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год в размере 561,77 руб. за куб. м. на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и в размере 565,61 руб. за куб. м. с 01.07.2021 по 31.12.2021.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, так в разделе «Домовладения» (пункты 8, 9 приложения к указанному приказу) установлены в табличной форме нормативы накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего: многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Курган: 327,3 кг/год, 1,9 куб. м./год; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области: 234,8 кг/год, 1,7 куб. м./год.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 по делу № 66а-1407/2021 признаны недействующими с даты принятия настоящего апелляционного определения пункты 8 и 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», которыми установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Курган, городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2022 по делу № 88а-4189/2022 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 оставлено без изменения.

Из информации Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 19.12.2022 (л. д. 72) следует, что в период с 01.01.2020 по 15.12.2021 на территории Курганской области действовали нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области». Приказом Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 09.09.2021 № 400 внесены изменения в вышеуказанный приказ об утверждении новых нормативов, согласно которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего: многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Курган: 227,5 кг/год, 2,3 куб. м./год; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области: 180,4 кг/год, 2,1 куб. м./год. На основании приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 10.11.2021 № 509 измененные нормативы накопления твердых коммунальных отходов вступили в силу с 1 января 2022 года.

Таким образом, в период с 15.12.2021 по 31.12.2021 на территории Курганской области отсутствовал норматив накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, расположенных на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.

Как следует из правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС17-12555 от 27.11.2017, само по себе признание нормативного правового акта, регулирующего объем подлежащего оплате коммунального ресурса (услуги), недействующим не является основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг, от оплаты оказанной услуги.

Исходя из пунктов 2, 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правого акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее – нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.

Споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.

В случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.

При этом размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим (например, об экономической необоснованности размера необходимой валовой выручки либо величин плановых объемов поставки ресурсов регулируемой организации), и имеющихся в деле доказательств (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ). В частности, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.

По смыслу приведенных разъяснений, одним из последствий признания недействующим нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг является исчисление стоимости услуги, оказанной за истекший период, по нормативу, установленному заменяющим актом.

На момент рассмотрения дела норматив накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц в период с 15.12.2021 по 31.12.2021 на территории Курганской области установлен не был.

Основанием для признания пункта 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», в редакции действующей до внесения изменений, касающегося установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего в многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области, послужил тот факт, что данный норматив рассчитан с нарушением Правил определения нормативов.

Из дополнительных пояснений ООО «Чистый город» следует, что при расчете платы за оказанные услуги ответчику региональный оператор применил наименьший норматив накопления твердых коммунальных отходов, что не нарушает права ответчика (л. д. 70).

Суд полагает возможным применить норматив накопления твердых коммунальных отходов в размере 1,7 куб. м./год в период с 15.12.2021 по 31.12.2021, который действовал с 01.01.2020, при этом суд учитывает небольшую продолжительность отсутствия установленного норматива накопления твердых коммунальных отходов (16 дней), кроме того, установленный с 1 января 2022 года новый норматив накопления твердых коммунальных отходов (2,1 куб. м./год.) повышает стоимость коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы ответчика том, что расчет коммунальной услуги произведен исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области, признанного недействующим апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 № 66а-1407/2021, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как указано выше судебной коллегией по административным делам Седьмого кассационного суда апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 № 66а-1407/2021 было оставлено без изменения, при этом было отмечено, что признание нормативного правового акта не действующим вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан не действующим, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Такая правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.12.2017 № 37-П, от 06.07.2018 № 29-П и от 25.02.2020 № 9-П, из которых следует, что признание нормативного правового акта не действующим вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан не действующим, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Вместе с тем, из содержания указанных Постановлений следует, что идет речь о защите гражданских прав тех лиц, в связи с административным иском которых нормативный правовой акт признан недействующим, поскольку, обращаясь за судебной защитой в порядке административного судопроизводства, лицо предпринимает усилия для отстаивания своей позиции, а также несет временные и финансовые издержки, в том числе на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления и жалобы на принятое решение, на оплату услуг представителя, отвечающего требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а потому имеет разумные основания ожидать, что решение об удовлетворении его требования будет способствовать дальнейшей защите его имущественных и иных прав.

Белослудцев Л. В. таких административных исковых заявлений не подавал, участником административного судопроизводства об оспаривании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», не являлся. Следовательно, применение указанных в нормативном правовом акте тарифов при начислении истцу платежей за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15.12.2021 является законным.

Судом установлено, что за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 Белослудцев Л. В. плату за обращение с твердыми коммунальными отходами не вносил, вследствие чего образовалась задолженность в размере 2 819 руб. 41 коп.

Представленный истцом расчёт задолженности по оплате коммунальной услуги судом проверен и признается верным. Ответчиком Белослудцевым Л. В. своего расчёта, доказательств погашения требуемой истцом задолженности в материалы дела не представлено.

Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.) (пункт 1).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (пункт 4).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» определено, что твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В силу пунктов 1 – 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 24.7 Федерального законаот 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) – 8(7) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу выше приведенных законоположенийу потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из того, что с 13.09.2019 ООО «Чистый город» является единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области, на официальном сайте в сети «Интернет» им размещено адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, кроме того, указанное предложение было размещено и в газете «Знамя» Катайского района, в связи с чем доводы ответчика о не заключении сторонами письменного договора являются несостоятельными.

Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчика, отсутствие договора в письменной форме не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме того, оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий истца по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.

При таких обстоятельствах истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.

Доводы ответчика о том, что он услугами ООО «Чистый город» не пользовался, поскольку в данной услуге не нуждается, судом признаются несостоятельными, как указано выше, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Доказательств заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с другими юридическими лицами, имеющими право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответчиком не представлено.

Доводы ответчика о том, что ООО «Чистый город» не подтвердило факт оказания ему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за оспариваемый период, контейнер находится на большом расстоянии от его дома, судом признаются не состоятельными, поскольку в силу положений статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, факт оказания услуги подтверждается отчетами из системы «Глонасс» (л. д. 129-130, 131-132, 133-135).

Постановлением администрации Катайского района от 21.06.2021 № 239 утверждены реестр и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав Катайского района Курганской области. Согласно указанному реестру, перечню контейнерных площадок место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для источника образования твердых коммунальных отходов – ... расположено по адресу: ... (л. д. 95, 96-103, 136-139).

Доказательств несоблюдения предусмотренных нормативных расстояний между площадкой для установки контейнера и жилым домом суду не представлено, при этом несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м. расстоянии от жилого дома ответчика.

Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Каких-либо доказательств непредоставления указанной услуги, либо предоставления услуги ненадлежащего качества ответчик не представил, претензий, требований, связанных с ненадлежащим качеством оказанных истцом услуг в спорный период, либо их неоказанием, также не представлено.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов заявителем способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется коммунальной услугой, в материалы дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований ООО «Чистый город» о взыскании с Белослудцева Л. В. задолженности по коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 руб.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

заочное решение мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 12 октября 2022 года отменить.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Белослудцеву Леониду Вячеславовичу о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Белослудцева Леонида Вячеславовича, ..., в пользу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» задолженность по коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 2819 (Две тысячи восемьсот девятнадцать) рублей 41 копейку, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек, всего общую сумму 3219 (Три тысячи двести девятнадцать) рублей 41 копейку.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:              О. А. Бутакова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2023 года.

11-2/2023 (11-19/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Чистый город"
Ответчики
Белослудцев Леонид Вячеславович
Другие
Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области
Чистякова Валентина Александровна
Суд
Катайский районный суд Курганской области
Судья
Бутакова О.А.
Дело на странице суда
kataysky--krg.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
05.12.2022Передача материалов дела судье
06.12.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
20.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
12.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее