Дело № 2-5423/2023, УИД № 24RS0046-01-2023-003928-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Елисеевой Н.М.
при секретаре Морозовой А.С.
с участием прокурора Назарчук А.В.
представителя ответчика ООО «СЗ «Арбан» - Дроботенко А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СЗ «Арбан» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «СЗ «Арбан» в котором просит:
- возложить обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0340103:326 путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных отходов на санкционированный объект размещения отходов, внесенных в ГРОРО.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Емельяновского района на основании информации, поступившей из МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельновского района проведена проверка по факту размещения отходов. В ходе проверки установлено, что на земельном участке по адресу: земельный массив СПК «Солонцы», Солонцовский сельсовет, Емельяновского р-она, Красноярского края, кадастровый номер 24:11:0340103:326 допущено захламление твёрдыми коммунальными отходам на площади 379 кв.м., при этом, на момент проверки их вывоз и передача на размещение на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов не производится. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «СЗ «Арбан».
В судебном заседании прокурор Назарчук В.М. иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, дополнительно на вопросы суда пояснил, что до настоящего времени согласно двум актам осмотра свалка не ликвидирована.
Представитель ответчика ООО «СЗ «Арбан» - Дроботенко А.Е. (доверенность по 18.09.2024 года (л.д. 45) в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на необоснованность, заявленного иска прокурора, поскольку на спорном земельном участке несанкционированной свалки никогда не было, что подтверждается фотоснимками и видио файлом (представила отзыв (л.д. 47-48). В последствие указала, что актом от 04.12.2023 года подтверждается выполнение вывоза отходов со спорного земельного участка на полигон (л.д. 105).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельяновского района о дате и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств не поступало.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в судебное заседание.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается, прокуратурой Емельяновского района на основании информации, поступившей из МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельновского района проведена проверка по факту размещения отходов.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке по адресу: земельный массив СПК «Солонцы», Солонцовский сельсовет, Емельяновского р-она, Красноярского края, кадастровый номер 24:11:0340103:326 допущено захламление твёрдыми коммунальными отходам на площади 379 кв.м., при этом, на момент проверки их вывоз и передача на размещение на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов не производится. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «СЗ «Арбан».
Установленные нарушения подтверждены актом обследования объекта земельных отношений от 20.06.2023 года, фотоматериалом (л.д.5-6, 7-12).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок), земельный участок с кадастровым номером №24:11:0340103:326, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, относится к категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения, является собственностью ООО «СЗ «Арбан», ИНН 2464222381 (л.д. 13-19).
Каких-либо действий со стороны ответчика, направленных на устранение допущенного правонарушения, не осуществлено.
Таким образом, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с нарушением правил хранения отходов, что негативно ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Несанкционированные свалки отходов являются объектами, подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Кроме этого, вследствие не осуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района Красноярского края к ООО «СЗ «Арбан», ИНН 2464222381 о ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0340103:326 путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных отходов на санкционированный объект размещения отходов, внесенных в ГРОРО.
Ссылка ответчика на необоснованность, заявленного иска прокурора, поскольку на спорном земельном участке несанкционированной свалки никогда не было, что подтверждается фотоснимками и видио файлом (представила отзыв (л.д. 47-48, 50-52), отклоняется судом, поскольку из акта обследования объекта земельных отношений от 20.06.2023 года с фотоматериалом (л.д.5-6, 7-12) достоверно видно, что на спорном земельном участке имеются складирование различных твердых бытовх отходов, остатки различного строительного материала, пластмассы, другие различные отходы, резина, что также подтверждается повторным актом обследования от 14.11.2023 года с фотоматериалом (л.д. 69-76), из которого видно, что весь вышеупомянутый мусор и отходы продолжают находится на спорном земельном участке и усыпаются снегом из-за погодных условий. Кроме того, фотоматериалы, представленные стороной ответчика сделаны с высоты квадрокоптера, не свидетельствуют об отсутствии свалки с очевидной видимостью, тогда как прокурором представлены два акта в разное время года летом и зимой, с фотографиями, на которых видны виды мусора и отходов, что с достоверностью подтверждает наличие свалки на спорном земельном участке с лета 2023 года, как на момент подачи иска в суд.
Доводы стороны ответчика о том, что актом от 04.12.2023 года подтверждается выполнение вывоза отходов со спорного земельного участка на полигон (л.д. 105), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку изначально сторона ответчика категорически оспаривала наличие свалки, неоднократно слушание дело откладывалось по их ходатайству, и только в судебном заседании 11.12.2023 года было указано на вывоз мусора, и принимая во внимание то, что представленный акт документально не подтвержден, отсутствуют фотографии и иные документы, достоверно подтверждающие очистку территории. Кроме того, на первоначально представленных фотоматериалах с квадрокоптера об отсутствии свалки на 21.06.2023 года – они подписаны Анфилофьевым Н.С., и акт представлен о вывозе мусора также данным лицом.
При этом само по себе данное указание стороны ответчика, не свидетельствует о необоснованности предъявленного иска прокурора, поскольку факт нахождения свалки на спорном земельном участке на момент подачи иска в суд 04.07.2023 года (л.д. 21) и в последствии установлен судом в ходе судебного разбирательства. А отрицание нахождения свалки, неоднократное отложение судебных заседаний и указание в итоге на вывоз мусора свидетельствуют о выборе ответчика позиции по делу как способа защиты.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, определенная в соответствии с требованиями подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СЗ «Арбан» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Возложить на ООО «СЗ «Арбан» (ИНН 2464222381) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 0340103:326 путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных отходов на санкционированный объект размещения отходов, внесенных в ГРОРО. в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «СЗ «Арбан» (ИНН 2464222381) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Елисеева
Заочное решение в окончательной форме постановлено 18.12.2023 года.
Судья Н.М. Елисеева