Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-432/2024 ~ М-281/2024 от 18.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-432/2024

УИД № 24RS0006-01-2024-000428-62

19 июня 2024 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,

при секретаре Ларченко С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шлогова ФИО15 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по г.Боготолу и Боготольскому району о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по бесплатному протезированию зубов,

с участием:

представителя истца Шлогова В.И. – ФИО8 действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 3 года (л.д.6),

представителя ответчика КГКУ «УСЗН» ФИО9 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 3 года (л.д. 31),

в отсутствие:

истца Шлогова В.И.,

представителя ответчика ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району,

представителей третьих лиц ОСФР по Красноярскому краю, КГБУЗ «Боготольская МБ»,

УСТАНОВИЛ:

Шлогов В.И. через своего представителя ФИО8 действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на КГКУ «УСЗН», ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району обязанность предоставить меру социальной поддержки по бесплатному протезированию зубов.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в обоснование требований указывает, что Шлогов В.И. является инвалидом <данные изъяты>, ветераном труда и военным пенсионером, уволенным из ВС РФ с выслугой более 20 лет, в связи с чем имеет право на льготное протезирование зубов. ДД.ММ.ГГГГ Шлогов В.И. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району с заявлением об оплате внеочередного протезирования зубов, однако ему было отказано. Полагает, что обладая правом на предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления зубных протезов, он вправе требовать оказания соответствующих услуг по зубопротезированию непосредственно в государственных или муниципальных медицинских организациях по месту его жительства.

Истец Шлогов В.И. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Хнытиков В.Е. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в нем, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика КГКУ «УСЗН» ФИО9 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заиление (л.д. 30), поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Шлогов В.И. не может претендовать на такую меру социальной поддержки по Закону Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», поскольку не достиг возраста 65 лет и не является ветераном труда края.

Представитель ответчика ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району для участия в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, представил ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие.

Представители третьих лиц ОСФР по Красноярскому краю, КГБУЗ «Боготольская МБ» для участия в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали, письменных возражений по делу не представили, каких-либо ходатайств не заявляли.

Выслушав представителя истца ФИО8., представителя ответчика КГКУ «УСЗН» ФИО9 изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шлогов В.И. является ветераном военной службы (л.д. 10 – удостоверение серии ВП № ), ветераном труда (л.д. 11 – удостоверение серия ), инвалидом <данные изъяты> (справка серии – л.д. 12).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым, в частности, установлены меры социальной защиты названной категории граждан.

Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ территориальным органом Пенсионного фонда РФ установлена мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата. Часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ч. 7).

Состав набора предоставляемых социальных услуг определен ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и включает в себя:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, из положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в набор социальных услуг не входит бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Не предусмотрена эта мера социальной поддержки (защиты) и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Ни указанным федеральным законом, ни иным федеральным законодательством не определены конкретные виды медицинской и протезно-ортопедической помощи, оказываемой ветеранам как меры социальной поддержки.

Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о ветеранах (действовавшей до 1 января 2005 года) было предусмотрено, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.

Федеральным законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки лиц, являющимися ветеранами труда.

Положениями преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ закреплено, что данный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

В указанном федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, данным федеральным законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранам труда.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социальной поддержки ветеранов труда, на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит.

Законодатель Красноярского края в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий урегулировал вопросы о мерах социальной поддержки, финансируемых исключительно из краевого бюджета, что направлено на уточнение адресности мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

Так, согласно п. 3 ст. 3 Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, достигшие возраста 55 лет - женщины (60 лет - мужчины), имеют право на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти края, по месту жительства, а в случае их отсутствия - в иных медицинских организациях по месту жительства.

Согласно абз. 2 ст. 7 данного Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 настоящего Закона, ветеранам труда осуществляется на основании удостоверения ветерана, выданного в соответствии с Законом края «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Право на адресную материальную помощь на компенсацию расходов на изготовление и ремонт зубных протезов имеют ветераны труда края, достигшие возраста 65 лет, пользующиеся мерами социальной поддержки, установленными статьей 4 Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703, имеющие место жительства на территории Красноярского края.

Таким образом, ветеранам труда, не достигшим возраста 65 лет, денежная компенсация расходов на протезирование зубов действующим законодательством не предусмотрена.

Федеральными законами и иными нормативными актами, не ограничено право выбора истца на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и региональном уровне, если он имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ДД.ММ.ГГГГ Шлогов В.И. с заявлением о бесплатном протезировании зубов обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району (л.д. 18), на что ему ДД.ММ.ГГГГ даны разъяснения со ссылкой на Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» о том, что адресная материальная помощь на компенсацию расходов на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) предоставляется ветеранам труда края, достигшим возраста 65 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Шлогов В.И. в лице своего представителя ФИО8 обратился в КГБУЗ «Боготольская МБ» с заявлением о внеочередном бесплатном протезировании зубов (л.д. 14), на что ему ДД.ММ.ГГГГ даны разъяснения со ссылкой на положения Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911, от 26.09.1994 № 1093 о том, что медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения оказывается с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (л.д. 17).

Определение круга ответчиков и предъявляемых к ним требований, выбор способа защиты нарушенного права является исключительной прерогативой истца, поскольку именно истцу принадлежит право предъявления требований к тому или иному ответчику в пределах и по основаниям, которые определяются истцом самостоятельно.

Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который означает, что отношения в гражданском судопроизводстве возникают,изменяются или прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения.

С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шлогова В.И. к КГКУ «УСЗН», ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому району о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по бесплатному протезированию зубов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шлогова ФИО15 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Боготолу и Боготольскому району о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по бесплатному протезированию зубов отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Боготольский районный суд Красноярского края.

Судья Н.Г. Кирдяпина

Резолютивная часть решения объявлена: 19.06.2024.

Мотивированное решение изготовлено: 25.06.2024.

2-432/2024 ~ М-281/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шлогов Валерий Иванович
Ответчики
ТО КГКУ "УСЗН" по г. Боготолу и Боготольскому району Красноярского края
Другие
Санкова Светлана Николаевна
Хнытиков Василий Егорович
КГБУЗ "Боготольская МБ"
ОСФР по Красноярскому краю
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Кирдяпина Наталья Григорьевна
Дело на сайте суда
bogotol--krk.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.05.2024Предварительное судебное заседание
21.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2024Предварительное судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее