Дело № 2-2421/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 19 декабря 2023 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Лопсан В.К., при секретаре Дамбар Е.М., с участием помощника Кызылского межрайонного прокурора ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ начальная школа - детский сад пгт. Каа-Хем о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принять меры по постановке объекта на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
заместитель Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к <данные изъяты> о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принять меры по постановке объекта на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указав на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что <данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность и использует стационарные источники негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес>, <адрес>. Указанными стационарными источниками негативного воздействия на окружающую среду является стационарная котельная, отапливаемая автономно, печным отоплением (угольным) В котельной имеется котел незаводского типа. В год расходуется <данные изъяты> тонн угля. Учреждение имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований действующего законодательства, ответчиком не осуществлена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также объекты не поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается отсутствием сведений в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По указанному поводу в адрес директора внесено представление, однако нарушение не устранено. Просит обязать <данные изъяты> провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принять меры по постановке объекта по адресу: <адрес>, <адрес> на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Кызылского межрайонного прокурора ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования полностью.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия.
Представитель третьего лица администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
Из правового содержания пунктов 1 и 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия в соответствии с федеральным законом подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
По требованиям Пунктом 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 96-ФЗ, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами создания и ведения государственного реестра объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее - Правила), определен порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 указанных Правил, государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров (п.3).
Заявка на постановку объекта на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оформляется по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п.26).
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Министерства природы России от 19.11.2021 № 871 (далее - Порядок), предусмотрено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
Инвентаризация стационарных источников загрязнений атмосферного воздуха на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка).
По результатам инвентаризации составляется отчет, содержащий данные инвентаризации, по рекомендуемому образцу. При этом хозяйствующий субъект обязан хранить предыдущий отчет о проведенной инвентаризации выбросов, срок хранения которого не ограничен (п. 34 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения <данные изъяты> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад» пгт. Каа-Хем муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность и расположено по адресу: <адрес>.
Из ответа Управления образования администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что образовательный комплекс «<данные изъяты>, водогрейный трубчатый твердотопливный -1 шт.
Проверкой установлено, что <данные изъяты> эксплуатирует стационарную котельную, отапливаемая автономно, печным отоплением (угольным) В котельной имеется котел незаводского типа. В год расходуется <данные изъяты> тонн каменного угля, однако в нарушение норм федерального законодательства, котельная не значится в числе объектов, состоящих в региональном реестре НВОС, и учреждением не приняты меры по категорированию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
По результатам проверки Кызылским межрайонным прокурором ФИО3 ответчику выдано представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Между тем, стационарный источник <данные изъяты> на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду не поставлен, инвентаризация источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком не осуществлена.
Тем самым <данные изъяты> допущены нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
Согласно части 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном данным Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (часть 4 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
На основании изложенного, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды документом, подтверждающим юридический факт присвоения объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории является свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно данным официального сайта государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Федеральной службы по надзору в сфере природопользования uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry, которому объекты <данные изъяты> в указанный реестр не включены.
Нарушение требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, оказания вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду влечет нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
Таким образом, поскольку объекты <данные изъяты> допущены нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в части того, что объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на учет не поставлены, инвентаризация источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не осуществлена, суд полагает исковые требования заместителя Кызылского межрайонного прокурора ФИО2 о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принять меры по постановке объекта на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, принять меры по постановке объекта на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Республики Тыва (ОГРН №) провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и принять меры по постановке объекта по адресу: <адрес> на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий В. К. Лопсан
Копия верна: В. К. Лопсан