Дело № 2-656/2023
УИД: 58RS0012-01-2023-001116-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2023 года г. Каменка Пензенской области
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Сботовой Н.И.
с участием представителя заявителя-Рассказова Н.И.,
при секретаре Колосовой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства государственного имущества Пензенской области к ГБУ «Каменская райСББЖ», Администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство государственного имущества Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным заявлением, указывая на то, что решением Каменского городского суда Пензенской области был удовлетворен иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области к Министерству государственного имущества Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет государственного имущества и осуществлении полномочий собственника в отношении ямы Беккари. Решением суда на заявителя возложена обязанность обеспечить учет биометрической ямы Беккари, расположенной ... путем внесения сведений об объекте в реестр государственного имущества.
По данным главного ветеринарного врача ГБУ «Каменская райСББЖ» вышеназванная яма Беккари является недействующей, бесхозяйной. Отсутствие собственника указанного скотомогильника может повлечь за собой нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Скотомогильник (биотермическая яма Беккари) является эпидемиологически потенциально опасным объектом и требует должного содержания. Признание права собственности на скотомогильник за Пензенской областью позволит закрепить его на праве оперативного управления за специализированным учреждением (ГБУ райСББЖ), а также освоить предусмотренные в областном бюджете денежные средства на его обустройство.
На основании изложенного просит признать право собственности Пензенской области на сооружение: биометрическую яму Беккари, расположенную ...
Представитель заявителя- Министерства государственного имущества Пензенской области Рассказов Н.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица- администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями заявителя согласны.
Представитель заинтересованного лица- ГБУ «Каменская райСББЖ» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований Министерства государственного имущества Пензенской области в связи со следующим.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 92 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В абзаце 2 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Из пункта 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626, следует, что биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы, касающиеся скотомогильников (биотермических ям), законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможность нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена.В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Вступившим в законную силу с 01.01.2014 Законом Пензенской области от 24.12.2013 N 2494-ЗПО внесены изменения в Закон Пензенской области "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" от 22.12.2006 N 1176-ЗПО, которым признана утратившей силу ст. 9.5 Закона, предусматривающая наделение органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области государственными полномочиями Пензенской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства и консервации мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям), изготовления технических планов и (или) кадастровых паспортов мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества ..., утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 01.10.2021 N 659-пП, Министерство государственного имущества Пензенской области организует процесс приватизации имущества Пензенской области, осуществляет управление и распоряжение имуществом, являющимся собственностью Пензенской области, регулирует земельные и имущественные отношения в Пензенской области в пределах предоставленных полномочий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области. а именно: ...
Судом также установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – вышеуказанный скотомогильник (яма Беккери), а также ограничения прав и обременение объекта недвижимости, сведения о наличии решения об изъятии указанного объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Из ответа главного ветеринарного врача ГБУ «Каменская райСББЖ» вышеназванная яма Беккари является недействующей, бесхозяйной. (л.д.)
В соответствии с частью 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
В соответствии с частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно действующему законодательству о возможности нахождения биотермических ям в собственности лишь субъекта РФ, то в силу части 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепленный в статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок обращения в муниципальную собственность недвижимого имущества применим и к тому бесхозяйному недвижимому имуществу, которое может находиться в собственности субъекта РФ.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что собственник вышеназванной ямы Беккари неизвестен и отсутствует спор о праве, суд считает возможным признать право собственности Пензенской области на сооружение – биотермическую яму Беккери, расположенную на территории Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области, а именно: ...
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявление Министерства государственного имущества Пензенской области к ГБУ «Каменская райСББЖ», Администрации Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании права собственности на объект недвижимости удовлетворить.
Признать право собственности Пензенской области на сооружение - биотермическую яму Беккери, расположенную на территории Покрово-Арчадинского сельсовета Каменского района Пензенской области, а именно: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.И. Сботова
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023 года.