Дело № 2-583/2022
УИД №***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 29 марта 2022 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием представителя истца - помощника Можгинского межрайонного прокурора Малюгановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 20 общеразвивающей направленности» города Можги о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 20 общеразвивающей направленности» города Можги (далее МБДОУ «Детский сад № 20») о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации.
Исковые требования мотивированы тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса.
Проверкой установлено, что во исполнение требований Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в МБДОУ «Детский сад № 20» проведено категорирование, по результатам которого объекту присвоена 3 категория опасности.
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад № 20» к критическим элементам объекта (территории) относится электрощитовая (в здании № 1 и здании № 2).
Проверкой установлено, что критические элементы в МБДОУ «Детский сад № 20» системой видеонаблюдения не оснащены.
Негативными последствиями отсутствия системы видеонаблюдения являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства.
Истец просит возложить на МБДОУ «Детский сад № 20» обязанность устранить нарушения законодательства об образовании и террористической безопасности путем обеспечения в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в паспорте безопасности, а именно электрощитовой (в здании № 1 и здании № 2) в срок до 01.09.2023 г.
В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Малюганова Е.Н. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 20» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Шадрина Ж.П. представила отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год денежные средства на оплату работ по монтажу системы видеонаблюдения не предусмотрены, в план-график закупок на 2022 год данный вид закупок не включен, а также просила рассмотреть дело без участия представителя МБДОУ «Детский сад № 20».
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что в силу своего государственного – правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях граждан.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательные организации несут ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из подпункта «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В п.15 Концепции указано, что одной из задач предупреждения (профилактики) терроризма является определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Статья 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (далее – Требования), устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере Министерства просвещения РФ.
Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно п. 12 Требований в качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений, коммуникаций; другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Как следует из паспорта безопасности МБДОУ «Детский сад № 20», образовательной организации присвоена 3 категория опасности объекта (территории). К критическим элементам объекта (территории) отнесена электрощитовая (в здании № 1 и здании № 2).
В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 указанных Требований, осуществляется также и оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 20» является дошкольной образовательной организацией, учредителем является муниципальное образование «Город Можга». Учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования Администрации муниципального образования «Город Можга» и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Учреждение является юридическим лицом и от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством.
Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад № 20» законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса.
В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № 20» относится к 3 категории опасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. Согласно паспорту безопасности на территории образовательной организации к критическим элементам объекта (территории) относится электрощитовая (в здании № 1 и здании № 2).
В нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также требований п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, указанные критические элементы объекта (территории) не оборудованы системой видеонаблюдения, что подтверждается письмом заведующей МБДОУ «Детский сад № 20» Шадриной Ж.П. Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Учитывая изложенное, установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона. Отсутствие системы видеонаблюдения критических элементов объекта (территории) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, нарушает права детей на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства.
Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год денежные средства на оплату работ по монтажу системы видеонаблюдения не предусмотрены, в план-график закупок на 2022 год данный вид закупок не включен, не могут служить основанием для освобождения от установленной законом обязанности по установка системы видеонаблюдения в образовательной организации.
При таких обстоятельствах, исковые требования Можгинского межрайонного прокурора к МБДОУ «Детский сад № 20» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 20 общеразвивающей направленности» города Можги о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 общеразвивающей направленности» города Можги в срок до 01.09.2023 г. устранить нарушения законодательства об образовании и террористической безопасности путем организации в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 20 общеразвивающей направленности» города Можги непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в паспорте безопасности, а именно электрощитовой (в здании № 1 и здании № 2).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2022 г.
Председательствующий судья- Е.В. Хисамутдинова