ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.11.2023 г. ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Ашева М.М.,
при секретаре Тхайцуховой С.С.,
с участием истца помощника прокурора Гиагинского района ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гиагинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Роменскому ФИО7 о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гиагинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Роменскому Д.Г. о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения (далее ГТС) <данные изъяты>), находящегося в собственности Роменского Д.Г.
В ходе проведенной проверки в деятельности Роменского Д.Г. при эксплуатации напорного ГТС (<данные изъяты>), выявлены нарушения законодательства, а именно:
- квалификация работников, эксплуатирующих ГТС, не соответствует обязательным требованиям;
- работники эксплуатирующей организации не аттестованы по вопросам безопасности ГТС;
- не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния ГТС;
- не обеспечена оценка безопасности ГТС на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения;
- нe осуществляется разработка критериев безопасности ГТС;
- отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- не обеспечено внесение ГТС в Российский регистр ГТС;
- отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС;
- отсутствует действующая декларация безопасности ГТС;
- отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причинённого в результате аварии,
- не обеспечено проведение регулярных обследований ГТС перед составлением декларации безопасности ГТС комиссией с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- не обеспечены мероприятия по удалению на гребне, верховом и низовом откосах защитной дамбы древесно-кустарниковой растительности;
- нe анализируются причины снижения безопасности ГТС и своевременно нe осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, а именно: имеются локальные разрушения межплиточных швов правого откоса дамбы.
Просит суд:
Обязать Роменского ФИО8
- обеспечить проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС;
- обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния ГТС;
- обеспечить оценку безопасности ГТС на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения;
- обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, a также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- разработать правила эксплуатации ГТС, и согласовать с Ростехнадзором;
- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- обеспечить внесение ГС в Российский регистр ГТС;
- составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации ГТС <данные изъяты> класса, а также при консервации и ликвидации ГТС <данные изъяты> класса.
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- обеспечить проведение регулярных обследований ГТС перед составлением декларации безопасности ГТС комиссией с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- обеспечить мероприятия по удалению на гребне, верховом и низовом откосах защитной дамбы древесно-кустарниковой растительности;
- проанализировать причины снижения безопасности ГТС и принять меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, так как имеются локальные разрушения межплиточных швов правого откоса дамбы.
В судебном заседании истец помощник прокурора Гиагинского района ФИО9. поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
Ответчик Роменский Д.Г. в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом перечисленных обстоятельств, на основании ст. 233-234 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии состатьей 45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии состатьей 3Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренныхФедеральным закономот 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9Закона № 117-ФЗ определен комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, обязанность по исполнению которых возложена на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно указанным Правилам величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его методике, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, в части правильности определения величин составляющих вероятного вреда или возвращает его владельцу гидротехнического сооружения без согласования с указанием конкретных несоответствий расчета вероятного вреда указанной методике.
В соответствии со статьей 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт (абз.2), систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения (абз.6), заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (абз. 14), осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям (абз.15).
На основаниист. 15ФЗ РФ от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно ч. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящегокодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в результате проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности при эксплуатации ГТС <данные изъяты>), находящегося в собственности Роменского Д.Г. выявлены нарушения, а именно:
- квалификация работников, эксплуатирующих ГТС, не соответствует обязательным требованиям;
- работники эксплуатирующей организации не аттестованы по вопросам безопасности ГТС;
- не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния ГТС;
- не обеспечена оценка безопасности ГТС на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения;
- нe осуществляется разработка критериев безопасности ГТС;
- отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- не обеспечено внесение ГТС в Российский регистр ГТС;
- отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС;
- отсутствует действующая декларация безопасности ГТС;
- отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причинённого в результате аварии,
- не обеспечено проведение регулярных обследований ГТС перед составлением декларации безопасности ГТС комиссией с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- не обеспечены мероприятия по удалению на гребне, верховом и низовом откосах защитной дамбы древесно-кустарниковой растительности;
- не анализируются причины снижения безопасности ГТС и своевременно не осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, а именно: имеются локальные разрушения межплиточных швов правого откоса дамбы.
Данные нарушения законодательства, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", допущены собственником ГТС Роменским Д.Г.
Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и повлечь разрушение ГТС, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и законных интересов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание значимость указанных правоотношений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобождается в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гиагинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Роменскому ФИО11 о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства, удовлетворить.
Обязать Роменского ФИО10, паспорт <данные изъяты>
- обеспечить проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС;
- обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния ГТС;
- обеспечить оценку безопасности ГТС на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения;
- обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, a также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- разработать правила эксплуатации ГТС, и согласовать с Ростехнадзором;
- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- обеспечить внесение ГТС в Российский регистр ГТС;
- составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС <данные изъяты> класса, а также при консервации и ликвидации ГТС <данные изъяты> класса.
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- обеспечить проведение регулярных обследований ГТС перед составлением декларации безопасности ГТС комиссией с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- обеспечить мероприятия по удалению на гребне, верховом и низовом откосах защитной дамбы древесно-кустарниковой растительности;
- проанализировать причины снижения безопасности ГТС и принять меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, так как имеются локальные разрушения межплиточных швов правого откоса дамбы.
Взыскать с Роменского ФИО12, паспорт <данные изъяты>, госпошлину в бюджет Гиагинского района Республики Адыгея в сумме <данные изъяты> руб.
Копию заочного решения выслать ответчику не позднее чем в течение 3-х дней со дня принятия.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея, через Гиагинский районный суд, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.М. Ашев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>