2-3761/2020
32RS0027-01-2020-008013-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего судьи Любимовой Е.И.
при секретаре Бутаревой Н.Ю.
с участием представителя истца по доверенности Скрипка Р.В., представителя ответчика Брянской городской администрации по доверенности Паниполяк В.Д., представителя ответчика МУП «Брянское троллейбусное управление» по доверенности Мирзоян С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Брянска к Брянской городской администрации, Муниципальному унитарному предприятию «Брянское троллейбусное управление» о понуждении к совершению действий в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой г. Брянска проверкой выявлены нарушения безопасной эксплуатации опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично – дорожной сети г. Брянска. Установлено, что по состоянию на 01.11.2019 г. на балансе МУП «Брянское троллейбусное управление» находятся 3877 опор, из них 423 опоры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: 133 единицы имеют значительные трещины, коррозию арматуры, сколы бетона, значительный ненормативный износ и требуют первоочередной замены при составлении графика замены опор; 290 единиц имеют трещины, сколы бетона, разрушения в различных частях, ненормативный наклон и требуют ремонта или замены во вторую очередь при составлении графика замены опор. Так, опоры контактной сети троллейбусов в количестве 2 единицы, находящиеся в состоянии отклонения от нормативного и не отвечающие требованиям безопасности, расположены на улице Академика Королева, д.1А-ненормативный наклон, улица Пушкина, д.48- ненормативный наклон. В целях устранения выявленных нарушений при содержании опор контактной сети троллейбуса и электроопр прокуратурами районов города Брянска в адрес МУП «Брянское троллейбусное управление» и Брянской городской администрации вносились представления, по результатам рассмотрения которых, должных мер, направленных на устранения нарушений принято не было. Указанные обстоятельства создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и их имущества, а также могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность возникновения аварийных ситуаций.
Ссылаясь на требования Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец просил суд возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию обеспечить финансирование на выполнение работ по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда, расположенных на улице Академика Королева, д.1А, улица Пушкина, д.48 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: пунктом 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, пунктов 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011, ппунктов 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
Возложить обязанность на МУП «Брянское троллейбусное управление» в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично- дорожной сети города Брянска, расположенных на улице Академика Королева, д.1А, улица Пушкина, д.48 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции, положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, пунктов 4.1 -4.3 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 85.13330.2011, пунктов 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просил удовлетворить по ранее изложенным основаниям, не возражал против установления периода исполнения решения в отношении каждого из ответчиков.
Представитель ответчика МУП «Брянское троллейбусное управление» Мирзоян С.А., в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, просила установить срок больше чем указывает прокурор ссылаясь на необходимость получения дополнительного финансирования и возможность исполнения поставленных вопросов только после выделения денежных средств.
Представитель Брянской городской администрации Паниполяк В.Д., в судебном заседании иск не признала, полагала, что они являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в случае удовлетворения иска, установить срок выполнения обязательства с учетом времени, необходимого для решения вопроса о финансировании работ, которые потребуется произвести.
Иные лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.Дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в границах городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения и обслуживания автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Как следует из статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Соответственно, содержание объектов освещения и объектов, предназначенных для движения троллейбусов на территории г. Брянска относится к обязанности соответствующего органа местного самоуправления, то есть Брянской городской администрации.
Согласно пункту 4.1 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 бетонные и железобетонные конструкции всех типов должны удовлетворять требованиям: по безопасности; по эксплуатационной пригодности; по долговечности; а также дополнительным требованиям, указанным в задании на проектирование.
Для удовлетворения требований по безопасности конструкции должны иметь такие начальные характеристики, чтобы при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни животных и растениям (пункт 4.2).
Для удовлетворения требований по эксплуатационной пригодности конструкция должна иметь такие начальные характеристики различных расчетных воздействиях не происходило образование чрезмерное раскрытие трещин, а также не возникали перемещения, колебания и другие повреждения, затрудняющие эксплуатацию (нарушение требований к внешнему виду конструкции, технологических требований по нормальной работе оборудования, механизмов, конструктивных требований по совместной работе элементов и других требований, установленных при проектировании) (пункт 4.3).
В необходимых случаях конструкции должны иметь характеристики, обеспечивающие требования по теплоизоляции, звукоизоляции, биологической защите и другие требования.
Также пунктами 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011 не допускается наклон оси опоры по вертикали.
Как следует из пунктов 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», в бетоне изделий не допускаются трещины. На поверхности изделий не допускается обнажение рабочей и конструкционной арматуры, за исключением арматурных выпусков, предусмотренных в рабочих чертежах. Концы напрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности изделий более чем на 10 мм, за исключением случаев, оговоренных в рабочих чертежах. Открытые поверхности стальных закладных деталей, выпуски арматуры, монтажные петли и строповочные отверстия должны быть очищены от наплывов бетона или раствора. На лицевых поверхностях изделий не допускаются жировые и ржавые пятна.
В соответствии с постановлением администрации гор. Брянска от 29.06.1992 года № 469 создано МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска.
Постановлением Брянской городской администрации от 02.05.2012 года № 967-п утвержден Устав МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска в новой редакции.
Согласно пункту 1.1 Устава МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска основано на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование – «гор. Брянск» (пункт 1.2 Устава).
Учредителем предприятия является Брянская городская администрация (пункт 1.3 Устава).
Целями деятельности предприятия является оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей населения и организаций в автомобильных перевозках, выполнение городских социально-экономических заказов и получение прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: выполнение строительных и ремонтных работ объектов транспорта общего пользования.
Судом установлено, что на балансе МУП «Брянское троллейбусное управление» г. Брянска находятся 3877 опор, из них 423 опоры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
При проведении проверки было установлено, что опоры контактной сети троллейбусов количестве 2 единицы, находящиеся в состоянии отклонения от нормативного и не отвечающие требованиям безопасности, расположены на улице Академика Королева, д.1А-ненормативный наклон, улица Пушкина, д.48- ненормативный наклон.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений требований законодательства, которые влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и участия в дорожном движении, могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, способствуют развитию аварийной ситуации, угрожают здоровью и жизни населения города Брянска.
В целях устранения выявленных нарушений при содержании опор контактной сети троллейбуса и электроопор в адрес МУП «Брянское троллейбусное управление» гор.Брянска и Брянской городской администрации вносились представления, по результатам рассмотрения которых, принимались меры к устранению нарушений, однако должных мер, направленных на устранения нарушений в полном объеме принято ответчиками не было.
При этом самостоятельными силами МУП «Брянское троллейбусное управление» устранить нарушения не представилось возможным в связи с отсутствием необходимых денежных средств. В этой связи в адрес Брянской городской администрации неоднократно направлялись письменные обращения о необходимости выделения дополнительных денежных средств.
Согласно ответам Брянской городской администрации в 2019 году Комитетом по ХКЖ Брянской городской администрации при проведении капитальных ремонтов дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» завершаются работы по установке опор контактной сети и электроопор в количестве 430 шт., также предусматривается линия освещения общей протяженностью 44137 п/м с установкой новых светильников количестве 2362 шт. Разрабатывается проектно-сметная документация на капитальный ремонт дорог, работы по замене опор освещения и контактной сети будут включены с учетом выделенных средств.
Из графика замены опор контактной сети на 2020-2023 г.г. утвержденного Директором МУП БТУ от 16.10.2018 года улица Пушкина г. Брянска (тип и количество опор: ОМ2-9-11,5-1, ОМ2-12-11,5-2, ОМ2-15-12,5-3), улица Академика Королева (ОМ2-9-11,5-1, ОМ2-12-11,5-1) включена в указанный график, со сроком выполнения 2020-2023 годы.
Таким образом, в целях изменения сложившейся ситуации, создающей опасность жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения, Брянской городской администрации необходимо осуществить финансирование на реализацию мероприятий по замене опор контактной сети троллейбуса и электроопор, а МУП «Брянское троллейбусное управление» гор.Брянска выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично- дорожной сети города Брянска в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения требований истца, суду не представлено. При этом доводы ответчиком об отсутствии надлежащего финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, направленного на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в сфере безопасности жизни и здоровья, организации дорожного движения.
Судом также отклоняются доводы стороны ответчика Брянской городской администрации, что они являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку финансирование указанных мероприятий являются расходными обязательствами муниципального образования гор. Брянск в лице Брянской городской администрации. Отнесение указанной обязанности на иное лицо, недопустимо, Брянская городская администрация является учредителем МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска, которое неоднократно обращалось к Брянской городской администрации о недостаточном финансирован им указанных мероприятий, с указанием на то обстоятельство, что финансовое положение предприятия не позволяет решить указанный вопрос без привлечения дополнительного финансирования.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования Прокурора гор. Брянска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая высокую финансовую затруднительность мероприятий, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда в отношении Брянской городской администрации- один год со дня вступления решения суда в законную силу, для МУП «Брянское троллейбусное управление» гор. Брянска- 1год и 6 месяцев с даты осуществления финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора г. Брянска к Брянской городской администрации, Муниципальному унитарному предприятию «Брянское троллейбусное управление» о понуждении к совершению действий в сфере безопасности дорожного движения- удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить финансирование на выполнение работ по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично-дорожной сети города Брянска, в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда, расположенных по улице Академика Королева, д.1А, улица Пушкина, д.48 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: пунктом 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, пунктов 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п.п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
Обязать МУП «Брянское троллейбусное управление» в течении одного года шести месяцев со дня осуществления финансирования выполнить работы по приведению опор контактной сети троллейбуса и электроопор, предназначенных для освещения улично- дорожной сети города Брянска, расположенных по улице Академика Королева, д.1А, улица Пушкина, д.48 в соответствие с требованиями законодательства, а именно: пунктом 4.1 - 4.3 СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52- 01-2003, пунктов 4.28, 4.30, 4.31 СНиП 111-41-76 «Контактные сети электрифицированного транспорта», зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 85.13330.2011, п.п. 5.5.2 - 5.5.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения», ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные. Общие технические условия», СП 53-101-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций», СП 98.13330.2012 «Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Любимова
Решение в окончательной форме изготовлено 28.09.2020г.